Краткий анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» по плану
1. История создания
Есенин всегда искал душевные силы в обращении к природе, к тем местам, где он родился и вырос. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» относится как раз к таким произведениям.
Оно было опубликовано примерно за год до трагической смерти поэта – в 1924 году. Тогда уже установилась советская власть, которую Есенин не мог и не хотел принять. Поэт ощущал обреченность, пребывал в тоске и депрессии, и все это очень сильно ощущается в тексте.
Кроме того, произведение родилось еще и как попытка переосмыслить и пережить боль, которую принесло автору известие о смерти его хорошего знакомого – поэта Ширявцева. Вот почему оно пронизано такими грустными, безнадежными нотками.
2. Литературное направление
Автор творил в таком направлении, как имажинизм, что проявляется в образной системе стихотворения.
Также тут очень сильно ощущается романтизм характерной обреченностью, фатальностью. Кроме того, слышатся нотки реализма.
3. Род
Родовая принадлежность произведения – лирика.
4. Жанр
По жанру это философская лирика, очень близкая к балладе.
5. Проблематика
Автор затрагивает проблему смерти, страха человека перед этой «темной бездной», которую ему не дано познать.
6. Тематика
Автор затрагивает такие темы, как горячая любовь к жизни, любовь к природе – неповторимым пасторальным пейзажам, безбрежным золотым нивам.
Есенин говорит о привязанности к земному существованию, и потому боится смерти. Также мелькает тема любви к родине, свойственная всему творчеству этого поэта.
7. Идея
Стихотворение родилось, как попытка осмыслить смерть, побороть свой суеверный страх перед ней, рассказать о гнетущих чувствах миру и людям.
Автор говорит, что нужно уметь жить здесь и сейчас, наслаждаясь мгновениями, которые вернуть невозможно.
8. Пафос
Произведение наполнено грустью. Автор писал его в угнетенном, подавленном состоянии, что очень хорошо ощущается в строчках. Настроение передается читателю и заставляет задуматься над темой, поднятой поэтом.
9. Система образов
Автор рисует образы родной природы, которую он «слишком любит» и к которой привязан так сильно, что не хочет уходить в иной мир.
Он изображает пейзажи настолько четко и красиво, что читатель проникается этой горечью и понимает, почему лирический герой так боится смерти. Вся система образов работает на то, чтобы донести мысли автора человеку, который поймет стихотворение и почувствует то же самое.
Одновременно поэт пытается сообщить и еще одно важное послание. Нужно уметь жить, не растрачивая себя на мелочи. Жизнь прекрасна – это нужно ценить и понимать!
10. Центральные персонажи
Автор описывает собственное состояние, делится самым интимным, тем, что происходит в его внутреннем мире. Персонажей тут нет как таковых, все вращается только вокруг лирического героя.
11. Лирический герой
Стихотворение во многом биографично, поэтому лирический герой тут – сам Есенин, вернее, его художественно переосмысленная проекция. Нам сообщаются чувства поэт, помогающие понять его внутреннее состояние.
12. Сюжет
Перед нами – почти классический образец слияния философской и пейзажной лирики. Как такового, сюжета тут нет. Автор просто переживает серьезные внутренние изменения, хочет осмыслить их и излить свою душу перед читателем.
13. Композиция
Композиция линейная.
Литературоведы делят стихотворение на четыре условные части.
- Первая часть, и она же экспозиция, представляет собой некое вступление в тему.
- Затем автор начинает вспоминать о том, что было и почему он любит этот мир. Эту часть, самую большую по объему, можно назвать завязкой и развитием действия. Он вспоминает о прекрасных видах русской природы, о своих думах и мыслях, о женщинах, которых целовал, так развивается тема произведения.
- Затем наступает кульминация (третья смысловая часть), в которой лирический герой сообщает о своем страхе перед смертью.
- Наконец, наступает развязка, в которой слышатся некие оптимистические нотки. Поэт говорит, почему он любит людей и жизнь в целом.
14. Художественное своеобразие произведения
Как и все произведения Есенина, это стихотворение написано очень живым, образным и в то же время простым языком.
Автор через яркие картинки, знакомые и близкие любому русскому человеку, передает собственное душевное состояние и те мысли, которые терзали его на момент создания своего творения.
15. Размер, рифма, строфика
В стихотворении семь катренов, написанных перекрестной рифмой (АБАБ).
Размер – пятистопный хорей. Рифмовка точная и неточная, что очень характерно для всей поэзии Серебряного века.
16. Средства художественной выразительности
Есенин мастерски пользовался огромным количеством средств художественной выразительности. В этом сравнительно большом произведении их тоже очень много.
- Метафоры: «не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле».
- Эпитеты: «бренные пожитки», «розовая водь» (одновременно слово «водь» еще и авторский окказионализм).
- Есть риторические обращения: «Милые, березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!».
- Также автор использует иносказания, называя загробный мир не прямо, а завуалированно: «В ту страну, где тишь и благодать».
17. Значение произведения
Стихотворение очень важно для понимания внутреннего состояния Есенина в конце его жизненного пути. Поэт находился в депрессии, возможно, что-то предчувствовал. Он пытался сообщить миру, что любит эту жизнь и не хочет умирать.
18. Актуальность
Люди всегда испытывали и испытывают страх перед смертью, пытаются осознать это состояние, понять его. Произведение актуально до сих пор.
19. Моё отношение
Мне нравится это произведение, так как оно написано очень живым, красочным и точным языком, и заставляет о многом задуматься. Возможно, стоит остановиться на мгновение, чтобы осознать ценность нашей жизни.
20. Чему учит
Несмотря на депрессивные нотки, оно учит любить жизнь и радоваться каждому мгновению, пока мы находимся в этом мире.