Доклад: жизнь Пушкина в Петербурге с 1817 по 1820 годы
После окончания лицея Пушкин был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург, где жил почти безвыездно до 1820 года.
В Петербурге ему нравилось все, за исключением двух вещей: жизни в родительском доме и службы.
Пушкины всегда жили неуютно, а в Москве вообще вели кочевой образ жизни: каждый год переезжали с места на место.
Родители Александра не стремились обустроить дом, создать уют и поддерживать порядок. Отец, bel esprit — блестящий остроумец в молодости — с годами утратил былое остроумие и «гвардейство».
Мать никогда не занималась хозяйством, ей было все равно, что происходит в доме: она могла целый день бродить по полутемным комнатам и не обращать внимание на засохшие тарелки с вчерашним ужином на столе.
Если к этому добавить, что Александр был нелюбимым ребенком – не очень красивым, не с тем характером и не оправдавшим надежд, то станет понятно, почему Пушкин предпочитал проводить значительное время вне дома. Да и пригласить кого-либо домой он не мог – беспорядок был просто удручающим, и тонко чувствующий Пушкин старался избегать отрицательных эмоций.
Работой Пушкин манкировал, как тогда говорили. Да и что было делать гению в присутственном месте? Только присутствовать – мысли его были всегда далеко. И он отправлялся туда, где были его мысли и куда вели его чувства.
Да и жалование ему было положено небольшое — всего семьсот рублей в год. А, если к этому добавить, что Пушкин по нескольку раз в год писал прошение об отпуске, то станет ясно, что особого дохода эта работа не приносила.
От родителей денежных поступлений ждать тоже не приходилось: из одежды довольствовался тем, чем было. Развлекался, преимущественно, в домах своих более обеспеченных друзей на их деньги.
Но это вовсе не обременяло Пушкина – забота о хлебе насущном и деньгах его не интересовала.
Пушкин многое унаследовал от деда, и, в частности, повышенную чувственность. Еще в лицее он считался самым чувственным из мальчиков.
С годами, темперамент, полученный от предка-африканца, взял свое: Пушкин, оказавшись в Петербурге с его соблазнами, с головой погрузился в жизнь, любовь и разгул в кругу тогдашней «золотой молодежи».
И его чувственные пристрастия поддерживала дворянская распущенность нравов: куртаги, посещение салонов, карты и сердечные увлечения тогда были обычным времяпрепровождением. К тому же, он был знатоком поэзии, которая развратила его воображение.
И Пушкин, «веселый, юный эпикуреец», развлекается от души: участвует в веселых пирушках, попойках и нецензурных представлениях («Погибель Содома и Гоморры», «Изгнание Адама и Евы»). Влюбляется и предается многочисленным любовным утехам. Именно в это время распутства Пушкин пишет свою «Гаврилиаду».
А частые «любови» Пушкина породили многочисленные лирические произведения, посвященные предметам любви: Лиде, Наденьке, Лаисе, Ольге, Дориде.
Тогдашний приятель Пушкина, Всеволжский, придал этому разврату некоторую организованность, объединив «золотую молодежь» в общество «Зеленой лампы». Начинаются споры, идущие под влиянием умеренно радикальных идей.
Именно здесь, между пирами и развлечениями, Пушкин создает произведения, в которых «воспевает свободу миру» и верит в светлое будущее: «Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня» и другие.
Одновременно Пушкин начинает тяготеть к романтизму и экспрессивной эмоциональности. В таком духе написаны «Торжество вакха», «Там, у леска, за ближнею долиной», «Жуковскому».
Это время – время блестящих эпиграмм, в которых он клеймит царя и его приближенных: Александра I называет «кочующим деспотом», Аракчеева – «всей России притеснителем».
Многие эпиграммы у Пушкина позаимствуют для агитации декабристы – настолько они будут хороши. А после небольшого пасквиля на князя Голицына, известного, как «Напирайте, бога ради, на него со всех сторон…», он приобрел еще одного врага – именно Голицын буде настаивать на ссылке Пушкина в Испанию.
Эти произведения не издавались, а передавались написанными от руки. В то время многие увлекались написанием эпиграмм. И большинство эпиграмм, ходивших по Петербургу, не принадлежало Пушкину, а только приписывалось ему. И это позже, перед ссылкой, сослужит ему дурную службу: в полиции, куда его пригласили для беседы, эпиграммами был забит целый шкаф.
Еще в лицее Пушкин задумал написать поэму. Сюжет – обычный: со свадебного пира красавицу-невесту похищает злой Колдун. И, естественно, жених Руслан отправляется искать возлюбленную.
Пушкин выбирает необычный стиль написания: живой, остроумный – настоящий разговор с читателем. Так тогда никто не писал, и вокруг поэмы начались нешуточные споры.
Кого-то восхищал прекрасный русский язык и плавность повествования. Кто-то находил в поэме уйму безвкусицы и называл ее «мужиком в лаптях» в благородном собрании.
Летом 1820 года вышло отдельное издание поэмы. «Руслан и Людмила» — одно из первых произведений Пушкина, получивших известность и признание на западе.
К середине 1820 года тучи над головой Пушкина уже сгустились: было твердо решено, что его следует выслать, решалось только – куда. И скоро Пушкин вынужден будет покинуть любимый Петербург и начать новый период своей жизни – необычный, романтический и плодотворный, как и положено настоящему гению.