Главная мысль произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» открывает собой ряд произведений, в которых звучит тема отношений поэта с властью.
Летописная история о гибели древнерусского князя от укуса змеи, выползшей из черепа его коня, поэтически пересказана Пушкиным не для того, чтобы поведать миру о неизбежности предсказанной смерти.
Главная мысль раскрывается через конфликт земной и божественной власти, носителями которой выступают в пушкинской балладе князь Олег и старый волхв.
Когда кудесник сообщает властителю об уготованной ему участи, огорчённый князь прислушивается к его словам. Он не сомневается в том, что старик говорит правду.
Это свидетельствует о том, что авторитет предсказателя велик, в нём не сомневается даже величайший из смертных.
Однако, как только Олег узнаёт о смерти коня, его посещают сомнения. Князь негодует: было не нужно разлучаться со своим любимцем, предсказание кудесника не сбылось.
Сомневаясь в правдивости пророчества, Олег, таким образом, оскорбляет самого пророка, а заодно и «богов», любимцем которых тот является.
Небесная воля, рок, судьба – все эти именования описывают предначертанность основных событий человеческой жизни. Волхву открыто тайное знание, он умеет читать книгу жизни, а князь – нет.
Оскорбляя кудесника, земной владыка попирает собственным недоумением божественную волю. В этом случае гибель, всё-таки самым неожиданным образом настигшая князя, может рассматриваться как наказание за неверие.
На примере столкновения князя и волхва Пушкин показывает, что участь поэта на земле благородней и выше, чем участь царя.
И тот и другой удел велик, но могущество тех, кто посвящён в небесные тайны, превосходит всё, что есть на свете.
Таким образом, главная мысль произведения «Песнь о вещем Олеге» состоит в том, что воле небес не смеет противиться ни один смертный, как бы велик он ни был. Лишь божьи избранники могут узнать часть истины, но и они не способны повлиять на ход судьбы.