Как повлияла Южная ссылка на творчество Пушкина
А.С. Пушкин в своих стихотворениях, написанных в Петербурге после окончания Царскосельского лицея, протестовал против крепостного права и самодержавного деспотизма, хотя не был сторонником насилия, не призывал к революции.
Только дружба с уважаемыми современниками помогла поэту спастись от гнева Александра I: вместо ссылки в Сибирь или на Соловки его отправили служить на юг Российской Империи.
Пребывая в южной ссылке, Пушкин много путешествовал, влюблялся и охладевал. Невероятно одарённый человек творчески совершенствовался.
Менялись впечатления о жизни. А появлявшиеся одно за другим произведения поэта высоко оценивались современниками.
Здесь, на юге, А.С. Пушкин осознал: закончилась беспечная юность, наступила пора переосмысления жизни.
В проникнутой чувством тихой грусти элегии «Погасло дневное светило» (1820 г.), родившейся ночью на палубе во время путешествия в Гурзуф, отразилась личность самого поэта, у которого «остался в прошлом «желаний и надежд томительный обман».
Впереди ждала новая жизнь, представлявшаяся пока неопределённой.
Пушкин чувствовал себя изгнанником поневоле, желал свободы. Остроту его разочарования ослабляли уютная жизнь в доброжелательной семье Раевских, разнообразие кишинёвских и одесских впечатлений, величие и красота дикой природы Кавказа и Крыма.
В те годы ведущим направлением в литературе был романтизм.
Особенной популярностью среди молодёжи пользовался английский романтик Байрон. Пушкин, охваченный душевными переживаниями, тоже серьёзно увлёкся творчеством Байрона.
В южной ссылке родился талантливый русский поэт-романтик, в произведениях которого нашли отражение события, происходившие на родине.
В лирической поэзии А.С. Пушкина сильнее зазвучал вольнолюбивый мотив.
В романтических стихотворениях поэт выражал стремление к свободе («Узник», «Кинжал»), выражал своё разочарование в прошлом («Я пережил свои желанья…», «Мне вас не жаль, года весны моей…» и других).
У Пушкина появился интерес к сильным, волевым личностям, находившимся в противоречии с обществом. Характеры таких людей представлены им в южных поэмах «Кавказский пленник», «Цыганы».
Герой «Кавказского пленника» в поисках идеала счастья в новом окружении решил оставить мир удовольствий и страстей. Но автор показал: нравственный природный мир иной, поэтому, столкнувшись с миром цивилизованным, он обречён на гибель.
В основу поэмы «Цыганы» легли молдавские впечатления Пушкина. Цыгане поразили его независимой, свободной жизнью. В цыганском таборе решил найти свободу и искренние чувства преследуемый законом главный герой произведения. Но не способный понять и принять дух цыганской вольности Алеко и здесь превратился в изгнанника.
На юге А.С. Пушкин серьёзно осознал своё призвание и понял, какая ответственность перед обществом ложится на поэта.
В подтексте поэтически изложенного летописного предания, «Песне о вещем Олеге» (1822 г.), он дал понять, что поэт, подобно «вдохновенному кудеснику», «любимцу богов», обязан быть правдивым. Истинный поэт должен смело говорить о свободе, стремиться к ней.
Произведения, написанные в южной ссылке, романтически выражали мысли и переживания автора, указывали на факты его биографии.
Отличавшееся от творчества других романтиков, творчество Пушкина достигло успеха. Но поэт никогда не останавливался, к тому же он понимал, что романтизм не способен передать все сложности реальной жизни. Это осознание пришло к нему уже во время работы над поэмой «Цыганы».
Старые события сменялись новыми, появлялись новые мысли и идеалы. А.С. Пушкин уверенно шёл к следующему уровню творчества: реализму. Поэт вырос.