Как Пушкин описывает князя Олега
«Песнь о вещем Олеге» – это стихотворное произведение А.С. Пушкина, написанное им в период Южной ссылки.
По жанру оно ближе всего к балладе, потому что описывает события, случившиеся с конкретной исторической личностью.
Князь Олег до этого был описан в «Повести временных лет» и «Истории государства российского» Н.М. Карамзина. Оба эти произведения были знакомы Пушкину, и он сделал своё творческое переосмысление истории князя Олега.
В самом названии автором используется слово «вещий» – что значит «предсказывающий будущее».
Получается, что и так всё знающий и предвидящий князь Олег, обращается за предсказанием к кудеснику. И именно это событие меняет всю его дальнейшую жизнь.
Могучий, как богатырь, великий полководец и завоеватель Цареграда, несмотря ни на верную дружину, которая всегда находится рядом, ни на свой собственный дар предсказания, оказывается зависимым от тех слов, что предсказал ему волхв, последователь верховного праславянского божества Перуна.
Особого внимания заслуживает момент, когда главный герой осмысляет предсказание кудесника: несмотря на то, что первой реакцией была усмешка, сразу же вслед за этим «… чело // И взор омрачилися думой…». Это свидетельствует о том, что он поверил в услышанное.
Тяжело далось князю Олегу решение: расстаться с верным конём, прошедшим с ним через все испытания, непросто. Но для воина (суеверного, признающего слова кудесника) является невозможным ослушаться, проигнорировать пророчество.
Именно поэтому «В молчаньи, рукой опершись на седло, // С коня он слезает, угрюмый…»
Распоряжения, отданные князем по поводу дальнейшей судьбы коня, характеризуют его как заботливого и человечного.
В финальной части легенды могучий князь всё так же пирует с дружиной, но цитата «кудри их белы», указывает на то, что прошло довольно много времени.
Вспоминая победы прошлых дней, он интересуется судьбой своего «товарища» коня и даже принимает решение навестить его кости на холме.
Казалось бы, вот опровержение предсказания кудесника, что вызывает в князе Олеге праведный гнев.
Но его очередная усмешка: «Мне смертию кость угрожала!» – становится ещё одним пророчеством, которое он сам себе произносит. Змея выползает из черепа, и – «вскрикнул внезапно ужаленный князь».
Вот и подтверждение того, что предначертанного судьбой избежать нельзя.