Как Пушкин относится к князю Олегу
Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге», находясь под впечатлением от предания, прочитанного в «Повести временных лет».
Его настолько увлек сюжет, в котором рок настиг великого князя, и настолько эта тема отвечала внутренним воззрениям, что поэт решил переложить сказание собственными словами, создав уникальное произведение.
Если в летописи мы не видим автора, читая просто факты, то в пушкинской «Песни о вещем Олеге» личность создателя проступает явно, отчетливо, и хорошо просматривается его отношение к главным героям. Особенно, к самому князю.
Кто такой вещий Олег?
Великий полководец, практически не знающий поражений. Он совершил множество великих военных походов, принесших славу Новгороду, а потом и Киеву.
Недаром в народе князь получил говорящее прозвище – Вещий. Он видит намерения противника, предсказывает его ходы и, благодаря уникальному военному чутью, оберегает дружину от серьезных потерь.
Заслуги великого князя признает даже вдохновенный кудесник:
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
Пушкин относится к князю Олегу, как и подобает относиться к замечательному воеводе: с подлинным уважением, с восхищением его талантами и умом.
Это отличный стратег, непревзойденный тактик, и автор ничуть не умаляет военные заслуги Олега.
Более того, в уста волхва он вкладывает некие намеки на то, что сам господь хранит полководца на поле брани:
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Да, без сомнения, в ратных делах великому киевскому князю нет равных.
Кроме того, он добр и умеет обращаться с животными, что тоже подчеркивается Пушкиным:
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
Вынужденный расстаться с конем, Олег искренне переживает. Это чисто человеческая черта, которая есть в пушкинской «Песни» и которой нет в летописи.
Такая деталь лишний раз подчеркивает отношение автора к герою: Олег во многом симпатичен Пушкину. Он не вызывает никаких отрицательных эмоций.
Однако, князь – отнюдь не волхв и не пророк. У него нет житейской мудрости: перед неведомой опасностью полководец отступает. Вместо того чтобы принять судьбу, он решает обхитрить рок.
Тут прослеживается ироничность автора: нарисовав сильного, уверенного воеводу, он буквально в следующих строках изображает этого же человека испуганным, растерявшимся.
Судьба неподвластна даже сильным мира сего, и в «Песни о вещем Олеге» эта мысль подчеркнута особенно ярко.
Можно сделать вывод, что Пушкин относится к князю Олегу по-доброму, но с долей свойственной ему иронии. Вообще, для русского классика характерно именно такое восприятие создаваемых им героев.