Какая лирика в стихотворении Пушкина «Я памятник себе воздвиг…»
В 1836 году, словно предчувствуя свой скорый уход, Пушкин возвращается к теме, которую когда-то уже пытался раскрыть в своём произведении «Пророк» (1825), – к теме роли творца в жизни общества.
Работая над стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», он выбирает для него жанр оды.
Ода – хвалебное лирическое стихотворение, написанное торжественным, высоким слогом, – обычно посвящается значимому событию или прославлению великого человека.
Ода состоит из трёх частей. Первая – заявление темы, вторая – её развитие, третья – заключительная, где автор подводит итог, делает вывод.
Как правило, это гражданская лирика. Начиная с античных времён, стихи такого рода служили для восхваления императоров, воинской доблести и подвигов героев.
Литераторы конца восемнадцатого, начала девятнадцатого века взяли эту поэтическую форму за образец и часто писали торжественные песни в честь великих событий или признания заслуг какой-то личности.
В то время хвалебная ода была довольно распространенным жанром как в Европе, так и в России.
Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Жуковский и другие посвящали хвалебные строки царям и полководцам, прославляя таким образом их достоинства и достижения.
Оду древнеримского поэта Горация «К Мельпомене» неоднократно переводили на разные языки и использовали для выражения собственных чувств многие поэты. На русский язык её перевёл Ломоносов.
Подражание этому произведению создал Державин, назвав своё произведение «Памятник».
Существует мнение, что именно под влиянием «Памятника» Державина Пушкин пишет свою оду.
Но «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» можно рассматривать и как непосредственные вариации на тему произведения Горация. Оттуда поэт взял эпиграф: Exegi monumentum («Я воздвиг памятник»).
Чья бы ода не послужила ему образцом, поэт наполнил свою глубоко личным переживаниями и чувствами.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – яркий образец гражданской лирики Пушкина, который показывает, что поэт прекрасно осознавал величину своего таланта, значимость своего творчества и своего места в русской литературе.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Пророческий дар поэта позволил ему увидеть то, что было скрыто от многих его современников.
Его «нерукотворный памятник», его произведения – золото в культурном наследии России.