Краткий анализ стихотворения «Брожу ли я…» по плану

 

1. История создания

Когда читатель знакомится с пушкинскими стихами «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», его невольно охватывает ощущение бренности жизни.

Действительно, с определенного времени в душе величайшего русского поэта назревал глубокий кризис.

Александр Сергеевич все яснее и яснее ощущал, что живет совсем не так, как хотел бы, что вся судьба складывается иначе, чем ему представлялось.

Результатом таких размышлений стали многочисленные произведения, в которых автор пытается осознать свою действительность, изложить собственные душевные переживания. Конечно, огромное внимание в них уделялось и вопросу смерти.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» можно смело отнести к подобным произведениям. Причем, изначально автор излагал свои мысли о бренности всего сущего более откровенно и даже жестко, но потом отредактировал текст, заметно смягчив его содержание.

Стихотворение он написал в 1829 году.

 

2. Литературное направление

Произведение относится к реализму, но в нем можно уловить и нотки романтизма: одиночество лирического героя, частые мысли о смерти.

 

3. Род

По роду это лирика.

 

4. Жанр

Жанр определяется как лирическое стихотворение с уклоном в философскую лирику.

Это своеобразная попытка осмыслить один из самых серьезных вопросов бытия: жизнь и смерть, бренность существующего мира. Многие исследователи говорят, что перед нами элегия, написанная по канонам реализма.

 

5. Проблематика

В своем произведении автор затрагивает очень важную проблему, не раз поднимавшуюся многими философами, начиная еще со времен Античности:

  • суть жизни и смерти,
  • ощущение человеком конечности своего бытия,
  • страх перед неизбежной гибелью.

Кроме того, поэт пытается догадаться, что же именно ждет его в конце пути, и как это произойдет.

 

6. Тематика

Тема анализируемого стихотворения только одна: смерть, ее неизбежность и попытка понять это явление.

 

7. Идея

Многие исследователи считают, что Пушкин задолго до своей трагической гибели чувствовал, что она произойдет.

Будучи человеком суеверным, подверженным мистицизму, он одновременно и боялся смерти, и пытался ее понять, предугадать. Вот почему периодически в его творчестве появлялись подобные произведения.

 

8. Пафос

Стихотворение проникнуто духом разрушения, неизбежной кончины. В нем чувствуется печаль, какая-то тоска и одновременно смирение перед неизбежным.

Над автором словно навис рок, который он ощущает, но не может понять и постичь. Все это Пушкин гениально изложил в анализируемом стихотворении.

Однако нельзя сказать, что произведение пессимистично. Наоборот, хоть тлен и неизбежен, но через него возрождается природа, и жизнь идет дальше своим чередом.

 

9. Система образов

Автор вводит череду образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:

  • дуб, переживший отцов, настоящий «патриарх лесов»,
  • младенец, которому «время цвести», в то время как лирическому герою «время тлеть».

Во всем чувствуется неизбежность конца. Однако «у гробового входа младая будет жизнь играть», а это значит, что мир продолжит существовать.

Жизнь и смерть ходят рука об руку, и в этом заключается оптимистический посыл автора своему читателю. Во всяком конце кроется новое начало – вот в чем смысл этого пушкинского произведения.

 

10. Центральные персонажи

Как таковых, персонажей тут нет.

Перед автором проносится череда людей: «юноши безумные», младенец, но они необходимы лишь для осознания непростого бытийного вопроса.

Лирический герой смотрит на все, что его окружает, и думает: все тленно, от смерти никому не убежать. Каждый образ, вводимый в ткань стихотворения, служит для понимания и раскрытия этой мысли.

 

11. Лирический герой

Произведение написано от первого лица и отражает собственные мысли Пушкина.

Это именно он пытается осознать бытие, размышляет о бренности всего сущего в этом мире, хочет быть упокоенным в родных краях, а не где-нибудь на чужбине, и пытается предугадать собственную кончину.

Именно поэтому можно говорить, что лирический герой анализируемого стихотворения – художественная проекция личности самого Александра Сергеевича.

 

12. Сюжет

Как такового, сюжета тут нет.

Читатель просто знакомится с рассуждениями поэта на непростую тему, его взглядами и мыслями.

 

13. Композиция

Стихотворение представляет собой философские рассуждения и бренности мира. Поэт сразу говорит, что где бы он ни находился, везде его преследуют мысли о смерти, причем не только самого себя, но и вообще любого человека:

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.

Композиция построена таким образом, что мысль развивается последовательно (линейно).

Сначала автор рассуждает о смерти как о таковой, а потом переходит к попыткам предугадать свою собственную. Наконец, он заявляет, что хоть телу и все равно, где лежать, но лично ему хотелось бы умереть в родных краях:

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

В целом, можно сказать: композиция организована таким образом, что от общих рассуждений автор постепенно переходит к более частным, наделяя стихотворение личным, интимным смыслом.

 

14. Художественные особенности произведения

Произведение написано богатым, образным языком.

Примечательно, что, рассуждая на такую непростую тему, Пушкин практически не использует возвышенных слов. Лексика максимально проста, много бытовых понятий и практически нет церковных.

Наверное, автор хотел изложить столь непростые мысли максимально просто и доступно, поэтому сознательно избежал сложных конструкций.

 

15. Строфика, размер, рифма

Стихотворение написано катернами (четверостишиями), всего их восемь.

Размер – четырехстопный ямб, в котором присутствуют пиррихии.

Рифмовка перекрестная (АБАБ).

 

16. Средства художественной выразительности

Несмотря на то, что возвышенной, сложной лексики практически нет, стихотворение относится к жанру элегии. Следовательно, требует высокого стиля изложения, что и реализуется тут богатством средств художественной выразительности.

Пушкин использовал множество:

  • эпитетов («юношей безумных», «вечны своды», «дуб уединенный», «век забвенный» и т.д.),
  • метафор («сойдем под вечны своды», «патриарх лесов», «мне время тлеть, тебе цвести» и др.).

Пушкин пытается сказать читателю, что важно не только осознание неизбежности смерти, но и умение смириться и жить с этим пониманием.

 

17. Значение

Стихотворение имеет важнейшее значение для понимания того, как автор относился к вопросу смерти, что чувствовал, какие мысли на эту непростую тему высказывал.

 

18. Актуальность

Оно всегда будет актуально. Человек смертен, и вопросы, связанные с этим, будут всегда его волновать и будоражить воображение.

 

19. Мое отношение

Мне нравится это произведение. И хотя оно наполнено некой грустью, но все же заканчивается оптимистично, и не вызывает никаких негативных эмоций.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит правильному отношению к неизбежной гибели, помогает осознать и принять это.

Текст стихотворения «Брожу ли я…» В каком году написано стихотворение Пушкина «Брожу ли я…»
Краткий анализ стихотворения «Брожу ли я…» по плану
Текст стихотворения «Брожу ли я…»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.