Краткий анализ стихотворения «Была пора: наш праздник…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Была пора…» — одно из последних произведений А. С. Пушкина. Оно было написано в 1836 году к 25-летней годовщине со дня открытия Царскосельского лицея.
По воспоминаниям друзей, присутствовавших при чтении стихотворения на ежегодной годовщине 19 октября, поэт находился в сильнейшем волнении и не смог завершить декламацию.
Лицей был для Пушкина символом молодости, чести, ума, свободы и дружества, утраченной идиллией, с которой связывалось всё лучшее в его жизни.
Создавая произведение на столь сокровенную тему, поэт обобщил в нём личный опыт и собственную историко-философскую картину мира.
2. Литературное направление
Произведение написано в реалистической манере.
Оно посвящено событиям личной жизни целого поколения образованных дворян, ставших первыми воспитанниками Лицея. Произведение вписано в историю России, частью которой всегда чувствовали себя лицеисты.
3. Род
Стихотворение «Была пора…» представляет собой лирическое произведение.
Оно насыщено личными переживаниями автора и адресовано узкому кругу единомышленников. Свой взгляд на историю и философию времени поэт бросает из зеркальной глубины прошлого. Печальное настоящее рождает в его душе чувство ностальгии.
4. Жанр
Стихотворение выполнено в жанре дружеского послания.
Задушевная интонация и адресация тем немногим лицеистам, которые дожили до 25-й годовщины, придаёт произведению камерности.
5. Проблематика
Стихотворение освещает основные вопросы человеческого бытия.
Кто мы? Зачем приходим в мир? В чём смысл жизни? Какой отпечаток оставляют наши поступки в памяти друзей, и значим ли мы что-нибудь для истории?
Начиная размышления о прошлом, Пушкин сопоставляет весёлые и полные вдохновения дни юности с грустным пиром настоящего, где всё меньше заздравных тостов и улыбок.
Отношение поэта к жизни меняется, он становится вдумчивее и серьёзнее, а судьбы его друзей, взвихренные мятежным ветром истории, заставляют задуматься о том, как мала человеческая жизнь перед лицом вечности.
6. Тематика
В стихотворении звучат темы сожаления об утраченной молодости, тема дружбы, помогающей людям уцелеть в океане жизненных невзгод, а также тема личной причастности каждого из лицеистов к основным событиям русской истории, современниками которых они стали.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что лицейский союз претерпел изменения с годами. Благородные юноши, мечтавшие о свободе, выросшие с именами героев войны 1812 года на устах, жестоко заплатили за верность идеалам.
Среди однокашников почти не осталось тех, с кем поэт разделял безудержные восторги молодости. Немногие же оставшиеся, как никто, понимают трагизм настоящего положения дел в России, но вынуждены молчать.
Несбывшиеся мечты о всеобщем равенстве и справедливости остались для друзей ностальгической грёзой.
8. Пафос
Пафос стихотворения «Была пора…» построен на сопоставлении контрастов: удалое веселье юных, готовящихся перевернуть мир силой своих дарований, сменяется временем житейского отрезвления.
На смену романтизму приходит реализм. Идеалы молодости по-прежнему недостижимы.
9. Система образов
Центральным образом стихотворения является образ пира. «Праздник молодой», о котором говорится в первой строфе, был наполнен радостью, он дышал надеждами и мечтами.
Но постепенно встречи друзей становятся всё грустнее. С годами они всё больше напоминают поминальный пир. Таким поминовением становится рассказ о первых днях лицея.
Пушкин обращается к друзьям, вызывая в них воспоминания о любимом учителе Куницыне, об императоре Александре I, с триумфом вернувшемся в Россию после подписания Тильзитского мирного договора, о грозном Наполеоне, сумрачном «владыке полумира». Никого из этих людей уже нет в живых.
Недосказанность последней строфы как бы подчёркивает неумолимость времени, неизбежность забвения и обречённость на разлуку.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – друзья-лицеисты, которым посвящено послание автора.
Пушкин не называет их по именам, важно то, что перед ним священное братство, единая семья, в которой все понимают друг друга, живут и дышат одной душой.
В тексте также упоминаются профессор А. П. Куницын, император Александр I, Наполеон Бонапарт.
11. Лирический герой
Лирический герой произведения – поэт, обращающийся к однокашникам с застольной речью. Вся она выдержана в ностальгическом ключе.
За прошедшие 25 лет время сильно переменило всех присутствующих, много событий произошло в России и мире. Однако голос лирического героя звучит вдохновенно, как прежде, в дни его лицейской юности.
Пушкин становится голосом своего поколения, его совестью и памятью.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает рассвет лицейской юности, пору надежд и дружеских уверений.
Затем поэт рисует картину настоящего, краски которого потускнели и словно выцвели с годами:
Меж нами речь не так игриво льётся,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздаётся,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
Оживить настоящее помогают воспоминания о днях основания лицея, образах любимых учителей, ореоле героико-патриотического величия, в котором выросли лицеисты.
Дни юности связаны для Пушкина с памятью о победе России в Отечественной войне 1812 года, с триумфом русского государя и европейским признанием.
Герои той исторической драмы покинули мир: нет больше императора Александра, нет и его противника, французского императора Наполеона. Наступает иная эпоха, вот-вот начнётся новый ураган…
13. Композиция
Линейная композиция произведения соответствует хронологии развития событий. Картины прошлого чередуются с эпизодами настоящего, создавая психологические контрасты.
- Первые три строфы представляют собой вступительную часть послания.
- Четыре следующие строфы, содержащие рефрен «вы помните» являются основной частью стихотворения.
- Завершением речи становится последняя неоконченная строфа.
14. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано пятистопным ямбом и состоит из восьми восьмистиший.
В каждой строфе из них имеет место сначала кольцевая, затем перекрёстная рифма (АВВАСДСД).
Мужские и женские рифмы чередуются.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения соответствует чуть приглушённой ностальгической интонации послания. Преобладают плавно звучащие соноры, ассонансы с «о», «а», «э».
Синтаксис стихотворения изобилует обращениями и риторическими вопросам, восклицательными предложениями.
По своей структуре предложения сложносочинённые и сложноподчинённые, среди них преобладают те, в которых реализуется причинно-следственная связь.
Лексика произведения в первых строфах приближена к современной поэту разговорной речи. Он обращается к друзьям, и каждое слово звучит естественно, непринуждённо.
О себе и товарищах поэт говорит без возвышенности: «пили», «беспечные невежды», «перебесились».
Последние строфы звучат более торжественно, в них встречаются старославянизмы («сии», «игралище», «взнесенну»), обращающие читателя к высоким предметам: истории страны и мира, судьбам государей.
16. Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения присутствуют эпитеты: «разгульный праздник», «таинственной игры», «изгнанником забвенным».
Живость молодого веселья передаёт олицетворение: «…наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался».
Ещё одно яркое олицетворение – «Русь обняла кичливого врага» — создаёт колоссальный по силе образ русской победы над французским войском. Действительно, войдя в Москву, армия Наполеона как бы попала в объятья русского пространства, но эти объятья оказались для захватчиков смертельными.
Метафоры, использованные поэтом, приобретают характер аллегорий, даже их названия пишутся с заглавной буквы:
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.
Этой метафорой поэт хочет сказать, что народы проливали кровь во имя славы, свободы или личных амбиций своих предводителей.
Войну Пушкин образно именует «грозой двенадцатого года», а в конце стихотворения намекает на новый ураган. Так природные стихии сопоставляются с событиями человеческой истории.
Важную стилистическую роль в тексте играют анафоры. Вступительное «припомните» и четырёхкратное «вы помните» погружают аудиторию в глубину прошлого, настраивают на воспоминания.
17. Значение произведения
Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…» подводит своеобразный итог размышлениям Пушкина о событиях русской истории, очевидцем которых стали он и его друзья в дни лицейской юности.
Это произведение можно воспринимать как прощание с молодостью и её идеалами, оно овеяно предчувствием ухода, осознанием того, что наступает новое время.
18. Актуальность
Стихотворение, написанное к годовщине со дня основания Царскосельского лицея, актуально для каждого, кто возвращается памятью сердца к дорогим событиям прошлого.
Воспоминания о друзьях юности, общих мечтах, идеалах, наставниках часто согревает людей на жизненном пути.
Образ пушкинского Лицея возникает в сознании как некая идеальная сущность, и мы невольно сравниваем молодость поэта с годами своего ученичества. Актуальность произведения состоит в обращении к вечной теме памяти, благодарности и дружбы.
19. Моё отношение
Меня глубоко тронуло стихотворение Пушкина «Была пора…». Спустя 25 лет после того, как поэт впервые повстречался на пороге Лицея с друзьями и учителями, произошло много событий в личной и общественной жизни.
Лицей же остался для Пушкина островком тепла и взаимопонимания. Думаю, круг лицейских товарищей был для него настоящей семьёй, духовным пиром, где все собирались как братья.
Мне бы хотелось вспоминать свои школьные годы с такой же теплотой и, пусть не каждый год, но хотя бы иногда собираться таким же дружеским кругом.
20. Чему учит
Данное произведение напоминает нам о том, что нужно ценить своих друзей и те моменты прошлого, которые вас связывали.
Дружба вдохновляет и поддерживает человека, даже после смерти в сердцах друзей остаётся память о нём, а память – это и есть бессмертие.