Краткий анализ стихотворения «Цветок» (Цветок засохший…) по плану
1. История создания
Стихотворение «Цветок» написано Пушкиным в 1828 году, через полтора года после возвращения в Петербург из Михайловского. Это время принято считать переломным в жизни поэта.
Проведя более 2-х лет в уединении северной ссылки, Пушкин пересмотрел свои взгляды на мир, обрёл новые творческие установки и нравственные ценности.
В стихотворении «Цветок» наметился поворот к философской лирике, а также – к характерным для всей поздней лирики поэта мотивам быстротечности человеческой жизни.
2. Литературное направление
Произведение проникнуто духом сентиментализма. Само обращение к образу цветка и уподобление его человеческой жизни отсылает читателя к сентиментальной традиции.
Поэт размышляет о судьбе неизвестных ему людей, их мыслях, чувствах, переживаниях. Предмет его размышлений – тонкая духовная ткань человеческих отношений.
3. Род
Стихотворение являет собой образец философской лирики. Ему присуща камерность, эмоциональность, обращённость к внутреннему миру человека.
4. Жанр
По форме «Цветок» представляет собой элегию.
Стихотворение выполнено в слегка минорной тональности задумчивого размышления.
5. Проблематика
Основная проблема, затронутая в произведении – хрупкость бытия.
Время и обстоятельства срывают человеческие жизни, словно благоуханные цветы, обречённые на забвение.
«Безуханный» цветок становится символом отцветшей человеческой жизни, не оставившей о себе воспоминаний.
6. Тематика
В стихотворении звучит тема конечности человеческой жизни, хрупкости всего земного.
Автор напоминает нам о ценности каждого мгновения, неслучайности каждой встречи.
7. Идея
Идея стихотворения «Цветок» состоит в том, что всё земное быстро проходит, забывается, подобно красоте и аромату сорванного цветка. Человеческая жизнь – одно мгновение по сравнению с вечностью.
8. Пафос
Стихотворение написано в упоении печалью от созерцания засохшего цветка.
Сожаление о его молодости сродни тоске автора по собственной утраченной юности. Кажется, что поэтом движет грустная мысль о краткости отмеренного людям срока.
9. Система образов
Стихотворение построено на образе цветка, обнаруженного лирическим героем между страниц книги. Поэт называет его «засохшим», «безуханным», «забытым», «неведомым».
Задавая вопросы о судьбе цветка, он постепенно начинает искать следы сорвавшей его руки и думать о тех, кому был дорог цветок.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – увядший цветок, герой и героиня.
Возникают образы неизвестных мужчины и женщины, которых могла связывать неуловимая тайная цветка.
«Он» и «она» лишены портретных и психологических характеристик, автор лишь предполагает, что цветок мог быть подарком при свиданье или разлуке, спутником на одинокой прогулке. Всех троих (цветок, «его», «её») ждёт один удел: забвение.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения – поэт-мечтатель, в душе которого находит отклик каждое впечатление бытия.
Незаметная деталь – сухой цветок – становится в его сознании поводом для написания философского стихотворения о смысле жизни. Это говорит о чувствительности поэта, его отзывчивости, открытости и душевной уязвимости.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения прост. Автор находит в старой книге засохший цветок и пытается представить себе, где он рос, кем и для чего был сорван.
Затем его мысли переносятся к возможным героям драмы, возникает образ любви, символом которой мог стать цветок.
Стихотворение заканчивается предположением о том, что придуманные поэтом герои уже «увяли», подобно цветку. Любая история имеет свой конец, и только живое воображение поэта может её воскресить.
13. Композиция
Стихотворение обладает линейной композицией.
- Первая строфа повествует о нахождении цветка.
- Вторая содержит в себе вопросы о его судьбе.
- В третьей – мысль автора обращается к людям, для которых цветок был не просто растением.
- Четвёртая строфа содержит вывод, сформулированный в виде вопроса-предположения.
14. Рифма, ритм, строфика
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Для него характерна перекрёстная рифмовка (АВАВ).
Встречаются простые и сложные, точные и неточные, мужские и женские рифмы.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения.
Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.
Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали.
В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал.
Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.
16. Средства художественной выразительности
Стихотворение построено на образных определениях: «цветок безуханный», «мечтою страной», «неведомый цветок». Обилие прилагательных подчёркивает элегический характер произведения.
Важной особенностью текста является использование олицетворения (цветок представлен как живое существо) и овеществления («Иль, может быть, они увяли…»).
Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный. Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению.
17. Значение произведения
Стихотворение «Цветок» намечает поворот к глубинным философским вопросам в поздней лирике Пушкина. Кратко и просто оно напоминает о скоротечности жизни и хрупкости всего земного.
18. Актуальность
Жизнь и смерть будут волновать людей столько, сколько им суждено прожить.
Стихотворение «Цветок» всегда будет актуально, так как каждый человек задумывается о том, как быстро всё проходит, пытаясь ухватиться за отдельные образы, воспоминания, мгновенья.
19. Моё отношение
Это стихотворение глубоко запало мне в душу. Оно наполнено искренней печалью и тревогой. Поэта волнует краткость земного пути.
Я нередко думаю о том, для чего мы живём, что останется после нас, что будут вспоминать люди, когда нас не станет. Вещи перестанут иметь большое значение, важно будет лишь то, кого мы любили, какие совершали поступки.
Я благодарна Пушкину за то, что своим стихотворением он даёт нам повод задуматься о самом главном.
20. Чему учит
Стихотворение «Цветок» учит ценить каждую минуту жизни, радоваться её красоте, любить людей и весь мир.