Краткий анализ стихотворения «Демон» (В те дни…) по плану
1. История создания
Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.
По мнению некоторых современников поэта, демон – это А.Н. Раевский, человек холодный, расчётливый и даже циничный. Именно эти качества характера присутствуют у «демона» в одноимённом стихотворении поэта.
Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.
Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.
Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.
Существует и другое, более широкое, толкование смысла этого стихотворения: Пушкин говорит о том, что человеческая природа противоречива и часто двулика; почти в каждом человека есть как доброе начало, так и тёмная сторона личности.
2. Литературное направление
Стихотворение можно отнести к романтизму, поскольку речь идёт о чувствах.
Поэты-романтики на первое место ставили внутренние переживания, для них важна была эмоциональная жизнь личности, а не её разум и холодные наблюдения за действительностью.
3. Род
Произведение «Демон» лирического рода. Оно о чувствах – возвышенных и низменных.
4. Жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор сопоставляет и анализирует два разных видения мира.
5. Проблематика
Проблематика произведения – осмысление разных взглядов на жизнь.
Пушкин сам признавал, что в разных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному. Иногда верх берут сомнения. Противоречивые, негативные мысли толкают человека на неблаговидные и безнравственные поступки.
Пушкин не даёт решения, как бороться с этими внутренними «демонами», он лишь указывает на их присутствие в человеческой натуре.
6. Тематика
Основной мотив произведения – тема сомнений и искушений, которые присутствуют в молодости при становлении личности.
Романтические, возвышенные чувства лирического героя пытается принизить злой гений, чьи «язвительные речи вливали в душу хладный яд».
7. Идея
Идея произведения – противопоставление разных взглядов на одни и те же события и явления жизни.
Одни видят мир в положительном ключе, для них «новы все впечатленья бытия», «И взоры дев, и шум дубровы, / И ночью пенье соловья» пробуждают возвышенные чувства. Другие недоверчивы и подозрительны. Они не верят ни в любовь, ни в возвышенные чувства.
8. Пафос
Речь лирического героя эмоциональна. Для него мир полон ярких красок.
Пафос подчёркивается словами, выражающими абстрактные понятия. В первой части они позитивные, во второй – негативные:
- возвышенные чувства,
- свобода,
- слава,
- любовь,
- вдохновенные искусства,
- часы надежд и наслаждений,
- хладный яд,
- язвительные речи,
- неистощимая клевета и др.
9. Система образов
Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.
Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».
У «злобного гения» другой образ мира и иные с ним взаимоотношения:
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
10. Центральные персонажи
В стихотворении два героя:
- молодой человек, открытый и позитивный
- и его антипод, холодный и циничный, которого автор называет демоном.
11. Лирический герой
Лирический герой – молодой, полный надежд человек, не знавший разочарований. Он полная противоположность «злобному гению».
12. Сюжет
Выраженного сюжета в стихотворении нет.
Автор пунктирно обозначает возраст лирического героя и его отношение к жизни. Также абстрактно во второй части произведения описывается его антипод. Поэт лишь перечисляет качества характера «злобного гения» и его отношение к жизни, не приводя конкретных примеров.
13. Композиция
Композиционно стихотворение делится на две части и построено на антитезе.
Первая часть стихотворения – описание светлых чувств лирического героя, – противопоставляется второй его части, где речь идёт о злом демоне, который не верит в существование прекрасных чувств, всё позитивное вызывает у него злую насмешку, он отвергает даже саму природу.
14. Размер, рифма и строфика
«Демон» написан четырёхстопным ямбом, которому придают естественность живой речи пиррихии и спондеи.
Мужская и женская рифмы чередуются.
Рифмовка перекрестная (АВАВ).
15. Средства художественной выразительности
В произведении используются:
- эпитеты: возвышенные чувства, чудный взгляд, злобный гений, язвительные речи, хладный яд, неистощимая клевета, прекрасная мечта, вдохновенные искусства, печальные встречи;
- метафоры: поэт называет приятеля иносказательно – демон;
Его язвительные речи / Вливали в душу хладный яд»; - олицетворение: «речи вливали».
16. Художественное своеобразие произведения
Для усиления художественной выразительности используется архаическая лексика (старославянизмы): бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.
17. Значение произведения
Во все времена важным моментом в жизни общества было нравственное воспитание.
Негативное отношение к окружающему миру разрушает не только личность, но и общество, в котором живёт человек. Не зря Жуковский, прочитав «Демона», пишет Пушкину: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».
18. Актуальность
Период взросления и становления личности сложен. Человеческая природа противоречива. Восторженному восприятию открывающегося мира часто сопутствуют сомнения, которые могут усиливать недобрые друзья.
Важно не поддаваться негативному влиянию как внутренних, так и внешних «демонов» и сохранять позитивное отношение к действительности. Это избавит от неблаговидных поступков, о которых, возможно, придётся потом жалеть.
19. Моё отношение
Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Восторженность лирического героя оправдывается его молодостью.
В то же время, нельзя, к сожалению, сказать, что злобный гений полностью неправ. Случается, что наряду с позитивными вещами в ней существуют также ложь и несправедливость.
20. Чему учит
Стихотворение заставляет размышлять о человеческой личности, помогает осознать, что мир очень сложен и противоречив. Нужно учиться противостоять деструктивным, разрушающим силам, неважно каким – внутренним или воздействующим на вас извне.