Краткий анализ стихотворения «Дума» Лермонтова по плану
1. История создания
Произведение было написано в 1838 году, впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.
Было время, когда Лермонтов очень хотел быть принятым в свете, но двери аристократических салонов были для него закрыты. Они открылись лишь тогда, когда к поэту пришла известность.
В конце 1838 года он напишет в письме к Лопухиной: «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой. Тем не менее, я скучаю».
Светская жизнь не оправдала его ожиданий. Поэт скучает, но продолжает посещать балы и салоны, поскольку, как признаётся в том же письме к Лопухиной, его главный недостаток – тщеславие и самолюбие.
Впечатления, полученные на балах и светских раутах, помогли Лермонтову лучше узнать своих современников – молодых аристократов. Результат его наблюдений и размышлений – стихотворение «Дума».
2. Литературное направление
Здесь в равной степени переплелись романтизм и реализм.
3. Род
Родовая принадлежность произведения – лирика.
4. Жанр
«Дума» это исповедальная гражданская лирика с элементами сатиры.
Литературовед А.И. Журавлёва считает, что это произведение является синтезом элегии, оды и философского размышления.
5. Проблематика
Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».
Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.
6. Тематика
«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.
Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережём в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад…».
7. Идея
В чём смысл жизни? Зачем живёт человек? Салонное общение с представителями своего поколения выявляет для автора пустоту жизни большинства его ровесников, принадлежащих к сливкам общества.
Оставит ли что-то после себя это потерянное поколение? Или «в бездействии состарится оно», исчезнет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда»?
8. Пафос
В “Думе” ярко выражен гражданская позиция автора, его горечь и недовольство при виде сложившихся в обществе порядков.
Употребление высокой лексики, энергичный слог подчёркивают обличительно-исповедальный пафос произведения.
9. Система образов
В “Думе” представлен собирательный образ молодого поколения.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем является не один герой, в целое поколение автора, от имени которого идёт повествование.
К нему причисляет себя и сам поэт.
11. Лирический герой
Лирический герой («мы») – дворянство середины девятнадцатого века, собирательный образ богатой молодёжи.
Многоликий лирический герой с рождения принадлежит к привилегированному сословию, пользуясь всеми возможными благами цивилизации.
12. Сюжет
Чётко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия нет. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.
Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение неспособно дать что-то обществу взамен. Молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели», поскольку по природе своей они эгоистичны, холодно-равнодушны и не способны к созидательной работе. Неудивительно, что грядущее этого поколения – «иль пусто, иль темно».
13. Композиция
Произведение состоит из пяти строф. Композиция линейная, структура не выраженная, но строфы крепко связаны тематикой, что придаёт произведению цельность.
14. Художественное своеобразие произведения
В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.
Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.
Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано шестистопным ямбом.
Рифмовка перекрёстная (АВАВ).
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении много тропов. Здесь присутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (фигура речи, объединяющая взаимоисключающие понятия).
- Эпитеты: «презренные (рабы)», «поздний (ум)», «тощий (плод)», «бесплодная (наука)», «осмеянные (страсти)», «сладостный (восторг)», «бесполезный (клад)», «тайный (холод)», «роскошные (забавы)», «угрюмая (толпа)», «презрительный (стих)», «горькая (насмешка»,
- Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслажденья».
- Сравнения: «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом».
- Метонимия (с древнегреческого – «переименование»): «богаты мы едва из колыбели», «и к гробу мы спешим».
- Оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат».
17. Значение произведения
Поэт правдиво показывает бесплодность существования большинства представителей «золотой молодёжи» своего времени. Но и сегодня произведение актуально, многие представители современной молодёжи живут пассивно, «к добру и злу постыдно равнодушны».
18. Актуальность
«Думу» можно рассматривать как предостережение. Потребительское отношение к жизни во все времена разрушало и разрушает духовное начало в человеке.
19. Моё отношение
Мне нравится “Дума” за её беспощадную правдивость. Произведение великолепно и по исполнению. Нравится его энергетика и точность слов.
20. Чему учит
Стихотворение учит ценить каждый миг отпущенной человеку жизни и разумно использовать время; искать своё место в жизни общества. Пустое времяпрепровождение – «как пир на празднике чужом».