Краткий анализ стихотворения «Дума» Лермонтова по плану

 

1. История создания

Произведение было написано в 1838 году, впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

Было время, когда Лермонтов очень хотел быть принятым в свете, но двери аристократических салонов были для него закрыты. Они открылись лишь тогда, когда к поэту пришла известность.

В конце 1838 года он напишет в письме к Лопухиной: «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой. Тем не менее, я скучаю».

Светская жизнь не оправдала его ожиданий. Поэт скучает, но продолжает посещать балы и салоны, поскольку, как признаётся в том же письме к Лопухиной, его главный недостаток – тщеславие и самолюбие.

Впечатления, полученные на балах и светских раутах, помогли Лермонтову лучше узнать своих современников – молодых аристократов. Результат его наблюдений и размышлений – стихотворение «Дума».

 

2. Литературное направление

Здесь в равной степени переплелись романтизм и реализм.

 

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

 

4. Жанр

«Дума» это исповедальная гражданская лирика с элементами сатиры.

Литературовед А.И. Журавлёва считает, что это произведение является синтезом элегии, оды и философского размышления.

 

5. Проблематика

Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».

Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.

 

6. Тематика

«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.

Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережём в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад…».

 

7. Идея

В чём смысл жизни? Зачем живёт человек? Салонное общение с представителями своего поколения выявляет для автора пустоту жизни большинства его ровесников, принадлежащих к сливкам общества.

Оставит ли что-то после себя это потерянное поколение? Или «в бездействии состарится оно», исчезнет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда»?

 

8. Пафос

В “Думе” ярко выражен гражданская позиция автора, его горечь и недовольство при виде сложившихся в обществе порядков.

Употребление высокой лексики, энергичный слог подчёркивают обличительно-исповедальный пафос произведения.

 

9. Система образов

В “Думе” представлен собирательный образ молодого поколения.

 

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем является не один герой, в целое поколение автора, от имени которого идёт повествование.

К нему причисляет себя и сам поэт.

 

11. Лирический герой

Лирический герой («мы») – дворянство середины девятнадцатого века, собирательный образ богатой молодёжи.

Многоликий лирический герой с рождения принадлежит к привилегированному сословию, пользуясь всеми возможными благами цивилизации.

 

12. Сюжет

Чётко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия нет. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.

Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение неспособно дать что-то обществу взамен. Молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели», поскольку по природе своей они эгоистичны, холодно-равнодушны и не способны к созидательной работе. Неудивительно, что грядущее этого поколения – «иль пусто, иль темно».

 

13. Композиция

Произведение состоит из пяти строф. Композиция линейная, структура не выраженная, но строфы крепко связаны тематикой, что придаёт произведению цельность.

 

14. Художественное своеобразие произведения

В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.

Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.

Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом.

Рифмовка перекрёстная (АВАВ).

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много тропов. Здесь присутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (фигура речи, объединяющая взаимоисключающие понятия).

  • Эпитеты: «презренные (рабы)», «поздний (ум)», «тощий (плод)», «бесплодная (наука)», «осмеянные (страсти)», «сладостный (восторг)», «бесполезный (клад)», «тайный (холод)», «роскошные (забавы)», «угрюмая (толпа)», «презрительный (стих)», «горькая (насмешка»,
  • Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслажденья».
  • Сравнения: «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом».
  • Метонимия (с древнегреческого – «переименование»): «богаты мы едва из колыбели», «и к гробу мы спешим».
  • Оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат».

 

17. Значение произведения

Поэт правдиво показывает бесплодность существования большинства представителей «золотой молодёжи» своего времени. Но и сегодня произведение актуально, многие представители современной молодёжи живут пассивно, «к добру и злу постыдно равнодушны».

 

18. Актуальность

«Думу» можно рассматривать как предостережение. Потребительское отношение к жизни во все времена разрушало и разрушает духовное начало в человеке.

 

19. Моё отношение

Мне нравится “Дума” за её беспощадную правдивость. Произведение великолепно и по исполнению. Нравится его энергетика и точность слов.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит ценить каждый миг отпущенной человеку жизни и разумно использовать время; искать своё место в жизни общества. Пустое времяпрепровождение – «как пир на празднике чужом».

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.