Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Бородино» по плану
1. История создания
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» было создано поэтом в 1837 году. Поводом для рождения произведения послужила 25 годовщина великого Бородинского сражения под Москвой.
2. Литературное направление
Реализм — основное литературное направление стихотворения «Бородино» (правдивое изображение исторических событий).
Присутствуют элементы романтического направления (русские солдаты показаны богатырями, совершившими героический подвиг).
3. Род
Стихотворение относится к гражданской лирике.
4. Жанр
Жанр произведения — историческая баллада.
5. Проблематика
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» поднимается целый ряд важных проблем:
- патриотизм русского народа;
- героизм и стойкость русского характера;
- связь между прошлым и настоящим;
- роль народных масс в развитии истории;
- нерешительность высшего руководства армией.
6. Тематика
Тема стихотворения — отображение исторических событий. В произведении рассказывается об участии простых солдат в великом Бородинском сражении.
7. Идея
Основная мысль стихотворения: показать роль народа в победе над французскими захватчиками. Идея патриотизма выражается в героизме и доблести русских солдат.
8. Пафос
В стихотворении звучит пафос гордости и восхищения подвигом русского народа. Слышатся нотки досады и раздражения, вызванные бездействием офицеров: «Досадно было, боя ждали…».
9. Система образов
Образный ряд состоит из двух главных героев (рассказчик и молодой солдат) и эпизодических персонажей.
Перед глазами читателя также возникают усталые солдаты, бравый полковник и непобедимые французы.
10. Центральные персонажи
Главные действующие герои произведения — это участники диалога: молодой солдат и старый воин.
Представитель юного поколения появляется только в первой строфе стихотворения, чтобы расспросить боевого товарища о Бородинском сражении.
Искренний интерес, гордость и сочувствие звучат в словах молодого воина: «Ведь были ж схватки боевые, да, говорят еще какие!». Читатель понимает, что тот любит свою Родину и переживает за ее судьбу.
Основное внимание автор уделяет рассказчику. Его монолог занимает большую часть произведения.
Старик ничего не рассказывает о своих подвигах, но из его скупых реплик становится понятно, что перед нами храбрый солдат, который не отделяет себя от товарищей по оружию.
В своей речи он употребляет местоимения «мы», «наш», «нам». Он часть великого народа, совершившего подвиг ради спасения Родины.
11. Лирический герой
В роли лирического героя произведения выступает рассказчик, старый солдат, переживший войну 1812 года.
Его незамысловатый рассказ о Бородинском сражении не только воспроизводит события прошлого, но и выражает чувства и переживания участников. Гордость за боевых товарищей («Могучее, лихое племя: богатыри…») передается читателю.
12. Сюжет
Сюжетная линия построена на реальных исторических событиях войны 1812 года. Она движется от настоящего к прошлому.
Первая строфа — вступление. «Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?», — спрашивает молодой солдат.
Со второй по двенадцатую — описание боя. Его условно можно разделить на две части:
- напряженное ожидание: «Мы ждали третий день»;
- изображение битвы с французами: «Ну ж был денек!».
Последняя строфа — заключение. Старый солдат сожалеет о том, что Москву пришлось уступить врагам: «Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!».
13. Композиция
Стихотворение «Бородино» — это рассказ в рассказе. Подобная композиция помогает автору связать воедино прошлое и настоящее.
Произведение построено в форме диалога молодого солдата и старого воина и подразделяется на две основные части.
1. Реплика солдата — вопрос, обращенный к старшему товарищу.
2. Ответ участника героических сражений. Воспоминания о Бородинском сражении.
Первая строфа стихотворения является своеобразным вступлением.
Рассказ о страшном бое — основной частью, который обрамляется своеобразным повтором: «Да были люди в наше время…». Поэт использует кольцевую композицию.
Последняя строфа — заключение.
14. Художественное своеобразие
Глубина содержания отражается в художественном своеобразии стихотворения. В нем необычайно гармонично сочетаются противоположные пласты лексики.
Рядом с просторечными выражениями («постой – ка, брат мусью!», «что тут хитрить», «вздремнуть», «ворчал», «что толку в этакой безделке») соседствуют слова высокого стиля («клятву верности», «слуга царю, отец солдатам», «Москва, спаленная пожаром», «умремте ж под Москвой»).
На протяжении текста меняется настроение. Речь рассказчика то спокойная размеренная («но тих был наш бивак открытый»), то воодушевленная и торжественная («И умереть мы обещали и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой», «Ну ж был денек!»).
Повторяющиеся в начале и в конце повествования строки: «Да были люди в наше время…», — помогают читателю за насыщенным сюжетом не упустить главную мысль: «Люди, совершившие беспримерный подвиг, настоящие былинные богатыри»!
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение, написанное трехстопным и четырехстопным ямбом, делится на 14 строф, каждая из которых состоит из семи стихов.
Необычна рифмовка произведения: между собой в каждой строфе параллельно рифмуются 1 – 2, 4 – 5 – 6 строка, и перекрестно 3 – 7 строки (ААБВВВБ).
Используется как женская, так и мужская рифма.
16. Средства художественной выразительности
Большая часть стихотворения — рассказ простого русского солдата, речь которого наполнена яркими народными высказываниями. Эмоциональность создается с помощью разнообразных тропов:
- эпитеты: «сырая земля», «бой удалый», «дым летучий», «могучее, лихое племя»;
- сравнения: «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась, как наши груди», «носились знамена, как тени»;
- метафоры: «пойдем ломить стеною», «постоим головою»; «спит в земле сырой»;
- гиперболы: «гора кровавых тел», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «смешались в кучу кони, люди»;
- фразеологизмы: «ушки на макушке», «тут как тут»;
- метонимия: «помнит вся Россия», «зимние квартиры»;
- олицетворения: «звучал булат, картечь визжала».
Большое количество восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений делают читателя участником событий.
17. Значение произведения
Невозможно переоценить значение стихотворения, темой которого стало великое событие в истории нашей Родины. Оно вызывает у читателя чувство гордости и восхищения подвигом русского народа.
18. Актуальность
Мы свободные граждане свободной страны. Чтобы по заслугам оценить это, надо знать, какой ценой досталась свобода и независимость.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова сохраняет свою актуальность. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.
19. Мое отношение
Я люблю поэзию Лермонтова, а стихотворение «Бородино» занимает в моем сердце особое место. Читая строки этого произведения, забываешь об окружающем мире, полностью погружаясь в прошлое.
Яркие картины боя сменяют друг друга, не дают опомниться. Ты чувствуешь запах дыма и гари, видишь сверкающего глазами полковника, сочувствуешь раненым, вместе со всеми сражаешься с врагом.
20. Чему учит
Стихотворение М. Ю. Лермонтова учит нас беззаветной любви к Родине, готовности пожертвовать жизнью ради спасения Отечества.