Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Бородино» по плану

 

1. История создания

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» было создано поэтом в 1837 году. Поводом для рождения произведения послужила 25 годовщина великого Бородинского сражения под Москвой.

 

2. Литературное направление

Реализм — основное литературное направление стихотворения «Бородино» (правдивое изображение исторических событий).

Присутствуют элементы романтического направления (русские солдаты показаны богатырями, совершившими героический подвиг).

 

3. Род

Стихотворение относится к гражданской лирике.

 

4. Жанр

Жанр произведения — историческая баллада.

 

5. Проблематика

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» поднимается целый ряд важных проблем:

  • патриотизм русского народа;
  • героизм и стойкость русского характера;
  • связь между прошлым и настоящим;
  • роль народных масс в развитии истории;
  • нерешительность высшего руководства армией.

 

6. Тематика

Тема стихотворения — отображение исторических событий. В произведении рассказывается об участии простых солдат в великом Бородинском сражении.

 

7. Идея

Основная мысль стихотворения: показать роль народа в победе над французскими захватчиками. Идея патриотизма выражается в героизме и доблести русских солдат.

 

8. Пафос

В стихотворении звучит пафос гордости и восхищения подвигом русского народа. Слышатся нотки досады и раздражения, вызванные бездействием офицеров: «Досадно было, боя ждали…».

 

9. Система образов

Образный ряд состоит из двух главных героев (рассказчик и молодой солдат) и эпизодических персонажей.

Перед глазами читателя также возникают усталые солдаты, бравый полковник и непобедимые французы.

 

10. Центральные персонажи

Главные действующие герои произведения — это участники диалога: молодой солдат и старый воин.

 

Представитель юного поколения появляется только в первой строфе стихотворения, чтобы расспросить боевого товарища о Бородинском сражении.

Искренний интерес, гордость и сочувствие звучат в словах молодого воина: «Ведь были ж схватки боевые, да, говорят еще какие!». Читатель понимает, что тот любит свою Родину и переживает за ее судьбу.

 

Основное внимание автор уделяет рассказчику. Его монолог занимает большую часть произведения.

Старик ничего не рассказывает о своих подвигах, но из его скупых реплик становится понятно, что перед нами храбрый солдат, который не отделяет себя от товарищей по оружию.

В своей речи он употребляет местоимения «мы», «наш», «нам». Он часть великого народа, совершившего подвиг ради спасения Родины.

 

11. Лирический герой

В роли лирического героя произведения выступает рассказчик, старый солдат, переживший войну 1812 года.

Его незамысловатый рассказ о Бородинском сражении не только воспроизводит события прошлого, но и выражает чувства и переживания участников. Гордость за боевых товарищей («Могучее, лихое племя: богатыри…») передается читателю.

 

12. Сюжет

Сюжетная линия построена на реальных исторических событиях войны 1812 года. Она движется от настоящего к прошлому.

Первая строфа — вступление. «Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?», — спрашивает молодой солдат.

Со второй по двенадцатую — описание боя. Его условно можно разделить на две части:

  • напряженное ожидание: «Мы ждали третий день»;
  • изображение битвы с французами: «Ну ж был денек!».

Последняя строфа — заключение. Старый солдат сожалеет о том, что Москву пришлось уступить врагам: «Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!».

 

13. Композиция

Стихотворение «Бородино» — это рассказ в рассказе. Подобная композиция помогает автору связать воедино прошлое и настоящее.

Произведение построено в форме диалога молодого солдата и старого воина и подразделяется на две основные части.

1. Реплика солдата — вопрос, обращенный к старшему товарищу.
2. Ответ участника героических сражений. Воспоминания о Бородинском сражении.

 

Первая строфа стихотворения является своеобразным вступлением.

Рассказ о страшном бое — основной частью, который обрамляется своеобразным повтором: «Да были люди в наше время…». Поэт использует кольцевую композицию.

Последняя строфа — заключение.

 

14. Художественное своеобразие

Глубина содержания отражается в художественном своеобразии стихотворения. В нем необычайно гармонично сочетаются противоположные пласты лексики.

Рядом с просторечными выражениями («постой – ка, брат мусью!», «что тут хитрить», «вздремнуть», «ворчал», «что толку в этакой безделке») соседствуют слова высокого стиля («клятву верности», «слуга царю, отец солдатам», «Москва, спаленная пожаром», «умремте ж под Москвой»).

На протяжении текста меняется настроение. Речь рассказчика то спокойная размеренная («но тих был наш бивак открытый»), то воодушевленная и торжественная («И умереть мы обещали и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой», «Ну ж был денек!»).

Повторяющиеся в начале и в конце повествования строки: «Да были люди в наше время…», — помогают читателю за насыщенным сюжетом не упустить главную мысль: «Люди, совершившие беспримерный подвиг, настоящие былинные богатыри»!

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение, написанное трехстопным и четырехстопным ямбом, делится на 14 строф, каждая из которых состоит из семи стихов.

Необычна рифмовка произведения: между собой в каждой строфе параллельно рифмуются 1 – 2, 4 – 5 – 6 строка, и перекрестно 3 – 7 строки (ААБВВВБ).

Используется как женская, так и мужская рифма.

 

16. Средства художественной выразительности

Большая часть стихотворения — рассказ простого русского солдата, речь которого наполнена яркими народными высказываниями. Эмоциональность создается с помощью разнообразных тропов:

  • эпитеты: «сырая земля», «бой удалый», «дым летучий», «могучее, лихое племя»;
  • сравнения: «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась, как наши груди», «носились знамена, как тени»;
  • метафоры: «пойдем ломить стеною», «постоим головою»; «спит в земле сырой»;
  • гиперболы: «гора кровавых тел», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «смешались в кучу кони, люди»;
  • фразеологизмы: «ушки на макушке», «тут как тут»;
  • метонимия: «помнит вся Россия», «зимние квартиры»;
  • олицетворения: «звучал булат, картечь визжала».

Большое количество восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений делают читателя участником событий.

 

17. Значение произведения

Невозможно переоценить значение стихотворения, темой которого стало великое событие в истории нашей Родины. Оно вызывает у читателя чувство гордости и восхищения подвигом русского народа.

 

18. Актуальность

Мы свободные граждане свободной страны. Чтобы по заслугам оценить это, надо знать, какой ценой досталась свобода и независимость.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова сохраняет свою актуальность. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.

 

19. Мое отношение

Я люблю поэзию Лермонтова, а стихотворение «Бородино» занимает в моем сердце особое место. Читая строки этого произведения, забываешь об окружающем мире, полностью погружаясь в прошлое.

Яркие картины боя сменяют друг друга, не дают опомниться. Ты чувствуешь запах дыма и гари, видишь сверкающего глазами полковника, сочувствуешь раненым, вместе со всеми сражаешься с врагом.

 

20. Чему учит

Стихотворение М. Ю. Лермонтова учит нас беззаветной любви к Родине, готовности пожертвовать жизнью ради спасения Отечества.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.