Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Бородино» по плану

 

1. История создания

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» было создано поэтом в 1837 году. Поводом для рождения произведения послужила 25 годовщина великого Бородинского сражения под Москвой.

 

2. Литературное направление

Реализм — основное литературное направление стихотворения «Бородино» (правдивое изображение исторических событий).

Присутствуют элементы романтического направления (русские солдаты показаны богатырями, совершившими героический подвиг).

 

3. Род

Стихотворение относится к гражданской лирике.

 

4. Жанр

Жанр произведения — историческая баллада.

 

5. Проблематика

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» поднимается целый ряд важных проблем:

  • патриотизм русского народа;
  • героизм и стойкость русского характера;
  • связь между прошлым и настоящим;
  • роль народных масс в развитии истории;
  • нерешительность высшего руководства армией.

 

6. Тематика

Тема стихотворения — отображение исторических событий. В произведении рассказывается об участии простых солдат в великом Бородинском сражении.

 

7. Идея

Основная мысль стихотворения: показать роль народа в победе над французскими захватчиками. Идея патриотизма выражается в героизме и доблести русских солдат.

 

8. Пафос

В стихотворении звучит пафос гордости и восхищения подвигом русского народа. Слышатся нотки досады и раздражения, вызванные бездействием офицеров: «Досадно было, боя ждали…».

 

9. Система образов

Образный ряд состоит из двух главных героев (рассказчик и молодой солдат) и эпизодических персонажей.

Перед глазами читателя также возникают усталые солдаты, бравый полковник и непобедимые французы.

 

10. Центральные персонажи

Главные действующие герои произведения — это участники диалога: молодой солдат и старый воин.

 

Представитель юного поколения появляется только в первой строфе стихотворения, чтобы расспросить боевого товарища о Бородинском сражении.

Искренний интерес, гордость и сочувствие звучат в словах молодого воина: «Ведь были ж схватки боевые, да, говорят еще какие!». Читатель понимает, что тот любит свою Родину и переживает за ее судьбу.

 

Основное внимание автор уделяет рассказчику. Его монолог занимает большую часть произведения.

Старик ничего не рассказывает о своих подвигах, но из его скупых реплик становится понятно, что перед нами храбрый солдат, который не отделяет себя от товарищей по оружию.

В своей речи он употребляет местоимения «мы», «наш», «нам». Он часть великого народа, совершившего подвиг ради спасения Родины.

 

11. Лирический герой

В роли лирического героя произведения выступает рассказчик, старый солдат, переживший войну 1812 года.

Его незамысловатый рассказ о Бородинском сражении не только воспроизводит события прошлого, но и выражает чувства и переживания участников. Гордость за боевых товарищей («Могучее, лихое племя: богатыри…») передается читателю.

 

12. Сюжет

Сюжетная линия построена на реальных исторических событиях войны 1812 года. Она движется от настоящего к прошлому.

Первая строфа — вступление. «Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?», — спрашивает молодой солдат.

Со второй по двенадцатую — описание боя. Его условно можно разделить на две части:

  • напряженное ожидание: «Мы ждали третий день»;
  • изображение битвы с французами: «Ну ж был денек!».

Последняя строфа — заключение. Старый солдат сожалеет о том, что Москву пришлось уступить врагам: «Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!».

 

13. Композиция

Стихотворение «Бородино» — это рассказ в рассказе. Подобная композиция помогает автору связать воедино прошлое и настоящее.

Произведение построено в форме диалога молодого солдата и старого воина и подразделяется на две основные части.

1. Реплика солдата — вопрос, обращенный к старшему товарищу.
2. Ответ участника героических сражений. Воспоминания о Бородинском сражении.

 

Первая строфа стихотворения является своеобразным вступлением.

Рассказ о страшном бое — основной частью, который обрамляется своеобразным повтором: «Да были люди в наше время…». Поэт использует кольцевую композицию.

Последняя строфа — заключение.

 

14. Художественное своеобразие

Глубина содержания отражается в художественном своеобразии стихотворения. В нем необычайно гармонично сочетаются противоположные пласты лексики.

Рядом с просторечными выражениями («постой – ка, брат мусью!», «что тут хитрить», «вздремнуть», «ворчал», «что толку в этакой безделке») соседствуют слова высокого стиля («клятву верности», «слуга царю, отец солдатам», «Москва, спаленная пожаром», «умремте ж под Москвой»).

На протяжении текста меняется настроение. Речь рассказчика то спокойная размеренная («но тих был наш бивак открытый»), то воодушевленная и торжественная («И умереть мы обещали и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой», «Ну ж был денек!»).

Повторяющиеся в начале и в конце повествования строки: «Да были люди в наше время…», — помогают читателю за насыщенным сюжетом не упустить главную мысль: «Люди, совершившие беспримерный подвиг, настоящие былинные богатыри»!

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение, написанное трехстопным и четырехстопным ямбом, делится на 14 строф, каждая из которых состоит из семи стихов.

Необычна рифмовка произведения: между собой в каждой строфе параллельно рифмуются 1 – 2, 4 – 5 – 6 строка, и перекрестно 3 – 7 строки (ААБВВВБ).

Используется как женская, так и мужская рифма.

 

16. Средства художественной выразительности

Большая часть стихотворения — рассказ простого русского солдата, речь которого наполнена яркими народными высказываниями. Эмоциональность создается с помощью разнообразных тропов:

  • эпитеты: «сырая земля», «бой удалый», «дым летучий», «могучее, лихое племя»;
  • сравнения: «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась, как наши груди», «носились знамена, как тени»;
  • метафоры: «пойдем ломить стеною», «постоим головою»; «спит в земле сырой»;
  • гиперболы: «гора кровавых тел», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «смешались в кучу кони, люди»;
  • фразеологизмы: «ушки на макушке», «тут как тут»;
  • метонимия: «помнит вся Россия», «зимние квартиры»;
  • олицетворения: «звучал булат, картечь визжала».

Большое количество восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений делают читателя участником событий.

 

17. Значение произведения

Невозможно переоценить значение стихотворения, темой которого стало великое событие в истории нашей Родины. Оно вызывает у читателя чувство гордости и восхищения подвигом русского народа.

 

18. Актуальность

Мы свободные граждане свободной страны. Чтобы по заслугам оценить это, надо знать, какой ценой досталась свобода и независимость.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова сохраняет свою актуальность. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.

 

19. Мое отношение

Я люблю поэзию Лермонтова, а стихотворение «Бородино» занимает в моем сердце особое место. Читая строки этого произведения, забываешь об окружающем мире, полностью погружаясь в прошлое.

Яркие картины боя сменяют друг друга, не дают опомниться. Ты чувствуешь запах дыма и гари, видишь сверкающего глазами полковника, сочувствуешь раненым, вместе со всеми сражаешься с врагом.

 

20. Чему учит

Стихотворение М. Ю. Лермонтова учит нас беззаветной любви к Родине, готовности пожертвовать жизнью ради спасения Отечества.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.