Краткий анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно» по плану
1. История создания
Стихотворение написано М.Ю. Лермонтовым в январе 1840 года, приблизительно за год до смерти.
В этот период поэтом овладевает грусть, тоска и ощущение одиночества. Все это выливается в одно из самых прекрасных лирических произведений.
Стихотворение не получило в обществе большого одобрения. Многие читатели сочли его слишком пессимистичным, но Белинский оценил его достаточно высоко: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».
2. Литературное направление
Произведение романтического направления.
3. Род
По роду его можно отнести к лирике.
4. Жанр
По жанру это гражданская лирика. Размышления лирического героя представлены в форме монолога.
5. Проблематика
Лермонтов поднимает в этом стихотворении проблему душевного отупения у молодого поколения от невозможности найти применение своим силам.
Невозможность реализовать свои желания порождает в душе человека не только сожаление о том, что напрасно проходят его «лучшие годы», но и пессимизм, скептицизм и равнодушие. Они, в свою очередь, являются элементами нигилизма, философии, которая отрицает общепринятые нормы общественной жизни.
6. Тематика
В произведении чётко прослеживается тема противостояния чувственного и рассудочного отношения к жизни.
Отсутствие искренних и доброжелательных отношений среди окружающих людей часто приводит к разочарованию в жизни и скептическому к ней отношению.
Лирический герой произведения не верит в дружбу, не видит вокруг достойного объекта для любви. Состояние душевного кризиса усиливается внутренним одиночеством, в трудную минуту лирическому герою “некому руку подать”.
7. Идея
Идея произведения – противоречивость внутреннего мира лирического героя.
С одной стороны, он страдает от того, что не может жить полноценной жизнью, что напрасно проходят его лучшие годы. Он страдает от одиночества и хотел бы иметь рядом того, кому можно было бы «руку подать». Он хочет любить, но с другой стороны, страшится новых разочарований: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка».
8. Пафос
Эмоциональный фон произведения негативный, настроение лирического героя –подавленность, безысходность и горечь разочарований, в нём нет надежды и веры в улучшение жизни.
9. Система образов
В произведении присутствует лишь образ лирического героя.
10. Центральные персонажи
В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, от лица которого автор и ведёт своё повествование.
11. Лирический герой
Через лирического героя Лермонтов выражает настроения многих представителей своего класса и поколения. Бессмысленность, внутренние противоречия, уныние — все это словно яд отравляет умы людей.
12. Сюжет
В произведении нет выраженного сюжета и действия. Читателю представлен лишь эмоциональный монолог разочарованного в жизни лирического героя.
13. Композиция
Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Три катрена включают рассуждения о дружбе, жизни, любви, страстях и рассудке.
В завершение автор приходит к заключению, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».
14. Художественное своеобразие произведения
К особенностям произведения можно отнести высокую эмоциональность произведения. Автор сумел передать суть настроений, царивших в определённых слоях молодёжи конца тридцатых и начала сороковых годов 19 века.
15. Размер, рифма, строфика
В стихотворении используется амфибрахий.
Стихотворение построено на перекрёстной рифме (АБАБ).
16. Средства художественной выразительности
В произведении используются следующие средства выразительности:
- эпитеты: «сладкий недуг», «холодное внимание».
- метафоры: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка».
- сравнения: «жизнь … пустая и глупая шутка».
- литота (преуменьшение): «все там ничтожно».
- риторические вопросы: «что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить… но кого же?», «Что страсти?».
- риторические восклицания: «А годы проходят — все лучшие годы!».
В данном произведении Лермонтов также уделяет большое внимание знакам препинания. Для большей выразительности текста он многократно использует многоточия и вопросительные знаки. Делясь с читателями своими мыслями, автор словно приглашает поразмышлять над поставленными вопросами вместе с ним.
17. Значение произведения
Белинский подчёркивал важность реалистического отображения действительности: «И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! Им всё кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!»
18. Актуальность
«И скучно и грустно» было очень актуально в момент написания, поскольку отражало душевного состояние многих современников Лермонтова, – состояние духовного кризиса.
Но и для многих современных людей данное стихотворение является актуальным: осознание своей ценности, выбор правильного пути — все это является важной составляющей нашей жизни.
19. Моё отношение
Стихотворение показывает высокое мастерство молодого поэта. Его владение словом, способность правдиво изображать самые разные эмоции вызывает у меня большое уважение.
20. Чему учит
Произведение учит умению понимать самые тонкие оттенки душевного состояния человека и правильно их оценивать. А также, – отталкиваясь от обратного, – учит умению преодолевать жизненные невзгоды, искать и находить друзей и своё место в жизни, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.