Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» написано в 1837 году, через некоторое время после создания знаменитого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Цензурный комитет принял решение поместить юного обличителя под арест до окончательного решения по его делу.

Находясь в Петербургской тюрьме, Лермонтов с особой остротой чувствует тоску по гармоничному миру природы и воспроизводит в своём воображении череду пейзажей, помогающих ему пережить испытания неволей.

В сборнике стихотворений 1840 года данное произведение впервые увидело свет.

 

2. Литературное направление

Стихотворение написано на стыке реалистической и романтической традиции.

Внимание к миру природы вписывается в концепцию романтизма. Поэт обращается к реальным, не оторванным от действительности, воспоминаниям, но пишет свои пейзажи не с натуры. Они составляют часть его внутреннего, сокрытого от посторонних глаз, мира.

 

3. Род

Перед нами лирическое стихотворение, сочетающее черты пейзажной и философской лирики.

 

4. Жанр

В звучании лермонтовских строк чувствуется исповедальность. По своему звучанию они напоминают благодарственную молитву. Это подтверждают итоговые строки стихотворения.

Жанр — лирическое стихотворение-исповедь.

 

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему отношений человека и природы. Только в слиянии с ней всякое живое существо может чувствовать себя счастливым.

 

6. Тематика

Основная тема стихотворения – совершенство природы и её Создателя. Лирический герой любуется временами года и видит надо всем этим Бога.

 

7. Идея

На земле много прекрасного: это её плоды, цветы, небесные светила. Глядя на совершенные создания Бога, человек успокаивается, забывает обо всех тревогах и вспоминает о том, кто сотворил мир.

 

8. Пафос

Стихотворение написано в настроении благостного примирения с природой и её созданиями. Поэт любуется красотой божьего мира и чувствует радость от слияния с ним.

 

9. Система образов

Образы природы («малиновая слива», «зелёный листок», «ландыш серебристый», «утра час златой» и другие) передают красоту Вселенной.

Лермонтов не привязывает изображение к конкретному времени и пространству: желтеющая нива – это примета лета, ландыш – дитя майского леса. Для поэта хороши все сезоны, главное – почувствовать первозданную прелесть природы.

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: человек и Бог.

Человек наблюдает за картинами природы и любуется каждой их деталью. Поднимаясь глазами от земли к небу, он всё глубже постигает совершенство мира и, наконец, в небесах видит Бога. Этот образ пронизывает собой всё. Он не совершает конкретных действий, а как бы показывает уже совершённое, содеянное. Человеку радостно жить среди всего, что сотворил Господь.

 

11. Лирический герой

Лирический герой делится с читателями самыми сокровенными воспоминаниями, описывая те состояния природы, которые исцеляют его душу, помогают вспомнить о главном. «Тогда смиряется души моей тревога», — признаётся он.

Необычность этого признания в том, что для Лермонтова не характерны мысли о земном счастье. Здесь же он блаженно шепчет: «И счастье я могу постигнуть на земле…».

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения включает в себя три пейзажных фрагмента, описывающих жаркий день августа, сумрак майской рощи и переливы журчащего ручья. Итогом описания становится признание героя в том, что минуты созерцания прекрасного делают его счастливым, позволяя увидеть в небесах Бога.

 

13. Композиция

Композиция произведения линейная. Картины следуют друг за другом последовательно.

В первых трёх строфах описаны различные проявления первозданной природы.

В четвёртой строфе звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «И счастья я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу бога».

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат прилагательными, что наполняет картину воздухом жизни, ощутимой почти физически прелестью природы.

С точки зрения синтаксиса текст выполнен оригинально: он представляет собой одно сложное предложение с несколькими придаточными времени (когда…, когда…, когда…).

Каждая из картин природы является тем условием, которое позволяет герою почувствовать череду внутренних изменений. Из-за плотной синтаксической структуры текст воспринимается как единый выдох, спонтанный порыв восторга.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано разностопным (6-8 стоп) ямбом.

Мужские и женские рифмы чередуются. За счёт того, что строки выглядят удлинёнными, текст не становится тяжеловесным. Он максимально сближается с ритмом естественной неторопливой человеческой речи, приближаясь к прозе.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст состоит из 4-х четверостиший.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «малиновая слива», «под тенью сладостной», «росой душистой», «румяным вечером», «утра час златой», «ландыш серебристый», «студёный ключ»;
  • олицетворения: «волнуется нива», «прячется слива», «ландыш… приветливо качает головой», «ключ играет, лепечет… сагу», «смиряется тревога»;
  • метафоры: «лепечет таинственную сагу», « в небесах я вижу бога».

Обилие олицетворений необходимо Лермонтову, чтобы показать, сколько жизни разлито в каждом создании природы. Они играют, шумят, лепечут, волнуются – т.е. живут полной духовной жизнью.

Мелодичность и плавность стихотворения обусловлена наличием аллитераций («л», «н», «в»), его молитвенность и глубина переданы посредством ассонансов («о», «у», «и», «э»).

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» — это гимн единению человека с природой.

Для Лермонтова важна не столько телесная, кожная связь с землёй, сколько чувство общности энергии, одинаково присутствующей в каждом божьем создании.

 

18. Актуальность

Размышления Лермонтова о природе актуальны и сегодня, когда мы не приблизились к ней, а стали ещё дальше от неё.

Быт человека налажен, благодаря современным технологиям. Насущной потребности отправляться в лес, к реке или в поле у нас нет. Тем не менее, поэт напоминает, что только живая красота земли может исцелить человека от душевной боли, наполнить силой, возродить к жизни.

 

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова близко мне по своей простоте. Я очень люблю ландыши и с нетерпением жду их появления. Для меня они — маленькое чудо, которое происходит каждый год в конце весны. Это значит, что скоро летние каникулы, можно отдохнуть и погулять на свежем воздухе. Поэт выражает свои чувства более изысканно, но их суть в том, что природа радует нас.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» учит бережному отношению к природе, вниманию к мелочам, способности удивляться самым обычным, но не менее прекрасным от этого, вещам.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.