Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Монолог» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Монолог» датировано 1829 годом, когда М.Ю. Лермонтову было 15 лет.

Молодой юноша уже устал от светских раутов, которые вызвали в нем чувство разочарования. В высшем обществе было принято преувеличивать свои заслуги, хвастаться тем, чего вовсе не совершали.

Именно поэтому поэт ценил в людях честность и справедливость, чего не скажешь о его современниках.

 

2. Литературное направление

Стихотворение было написано в духе романтизма с нотами реализма.

 

3. Род

По роду произведение относится к философской лирике.

 

4. Жанр

Жанр – лирическое произведение.

 

5. Проблематика

Лермонтов поднимает проблему нравственности и бездуховности своего поколения. Поэт размышляет о проблемах современного ему общества.

Лермонтов не был отшельником, он посещал балы и приемы. Посетители и вся атмосфера вызывало в нем только одно чувство – разочарование. В результате, он приходит к выводу: «Ничтожество есть благо в здешнем свете».

Внешнее – лоск и красота, а внутри – моральное падение. Почтенные господа кланяются в реверансах, но в душе у них пустота. А верхушка общества и вовсе погрязла в пороках.

 

6. Тематика

Главная тема произведения – потерянное поколение. Другая не менее важная тема для Лермонтова – тема родины.

В стихотворении он ставит под сомнение светлое будущее своего поколения и государства в целом. Николаевская Россия пропитана удушающей атмосферой, современники поэта разочарованы. Все надежды, возлагаемые на декабристское восстание, рухнули.

 

7. Идея

Поэт писал стихотворение с целью обратить внимание на опасный путь, которым идет Россия.

Лермонтов надеялся, что достучится до современников и сможет изменить их укоренившиеся взгляды и стереотипы:

К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?

 

8. Пафос

Все стихотворение проникнуто драматизмом, начиная с первых строк. Обращение «поверь» к читателю усиливает трагическое звучание.

Поэт не может принять лицемерие и находиться в таком окружение не желает более:

Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша.

В. Г. Белинский отметил, что все чаще в стихотворениях Лермонтова слышны мотивы одиночества, растерянности, безотрадности. С грустью он осознает, что его ждет та же участь, хотя и не отождествляет себя с испорченным поколением. Некогда восторженные юноши стали циниками. Надежда ушла, осталась дисгармония и утрата.

 

9. Система образов

В стихотворении два образа: дети севера, пустые бури.

Дети севера – это собирательный образ целого поколения эпохи Николая I. Детей представляют молодые соотечественники поэта. А север – Россия.

Родная земля, любимая и дорогая сердцу страна. Поэт говорит о трагедии, которая случилась на русской земле и гибели соотечественников физической и духовной.

 

Образ пустых бурь как символ безрезультатных свершений, государственных переворотов, движений, восстаний. Переворот в стране имел конкретную цель – не допустить восхождения на трон Императора Николая I.

Восстание удалось подавить. Цель не достигнута, результата нет. Оттого борьба оказалась «пустой». Государственный строй остался прежним. Декабристы, выступавшие против самодержавной власти, наказаны.

 

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж здесь один. Это потерянное поколение, которое Лермонтов обозначил местоимением «мы».

«Мы их употребить не можем», — так говорит поэт о молодых дворянах, к которым относится и он сам.

Его поколению неизвестны понятия любви, настоящей дружбы. Потому что в обществе, где процветает жадность, гнев и насилие, эти светлые качества давно обесценились.

Государство обрекает свой народ на жалкое существование, томление и бездействие, гибель талантов:

И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…

 

11. Лирический герой

Стихотворение написано в форме философского размышления. Следовательно, в образе лирического героя Лермонтов воплотил самого себя.

Его трагедия состоит в том, что в стране столько талантов и ярких индивидуальностей, которым «перекрыли кислород» и не дают развиваться.

Лирический герой вступает в конфронтацию с окружающей его действительностью. Высокие идеалы ни во что не ставятся.

Лермонтов рассуждает о том, что талантливый человек, сильный духом, волевой прогнулся под тяжестью властных людей и увядает как растение. Поэт словно обращается к читателю или слушателю, заставляя взаимодействовать и окунуться в историю страны.

Душа лирического героя разрывается на части, стонет от пороков человека. Поэту хочется наполнить её любовью, искренностью и свободой, но вместо этого сталкивается только со злобой, бессердечием и тщеславием.

 

12. Сюжет

Первое, на что поэт обращает внимание – это на бесцельность жизни своих сверстников. Лермонтов обращается к ним, утверждая, что «ничтожество есть благо в высшем свете».

Они молоды, полны сил и энергии, которую направить бы на дела благородные. Вместо этого они тратят свое время впустую на веселье. Жизнь детей севера коротка: «цветем недолго, быстро умираем».

В результате, жизнь их «пасмурна» и «однообразна». К сожалению, многие этого не понимают. Им чужды юности порывы.

В последних четырех строчках поэт называет причину того, почему дворянская молодежь поникла и погрузилась в праздность. Это бездействие. Неудавшееся восстание показало, что в России невозможно ничего изменить. В итоге, все опустили руки и посвятили себя увеселительным мероприятиям.

Единственные трофеи, которые завоевали восставшие – это глубокие познанья, которые никому не нужны.

 

13. Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части. По типу – это линейная композиция. События описываются в хронологическом порядке.

Пейзаж в стихотворении играет в композиционном отношении важную роль. Именно в пейзажной зарисовке сосредоточена ключевая мысль поэта:

Мы дети севера как здешние растения,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша.

Такое существование порождает разочарование, потерю веры в искреннюю любовь и настоящую дружбу. Хотя Лермонтов гордится севером – родиной своей, но в тот же момент с горечью и болью переживает за её судьбу. Что может дать Россия кроме «пасмурной жизни»?

Если первая часть спокойная и плавная, поэт выражает искренне сочувствие своим соотечественникам, то вторая часть начинается резкой сменой настроения. Она более взволнованна и выражает поникший дух Лермонтова.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Все чаще в тексте стихотворения встречаются союзы со значением отрицания, а также соединительный союз «и».

Ввод союза «и» позволяет подчеркнуть степень однообразия жизни: «и душно, и тяжко, и душа тоскует».

В последних строках союз переходит в анафору:

И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша,
И уж ничто души не веселит.

 

Отрицание достигается за счет союза «ни»: «ни любви, ни дружбы». В последней строке этот союз усиливается отрицательным местоимением «ничто».

Двойное отрицание направлено на непринятие существующей действительности Лермонтовым. Чувство однообразной жизни достигается за счет использования сложных предложений и многоточия вместо точек.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение состоит из 16 строк единым полотном с разностопным ямбом. Отсутствие строф и размера стихотворения доказывают, что текст был написан в порыве чувств. Несмотря на отсутствие строф, стихотворение можно условно разделить на две части.

Первая часть состоит из 12 строк. Между собой они не связаны рифмой. Во вторую часть входят последние 4 строки и написаны они пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой (АБАБ).

 

16. Средства художественной выразительности

Лермонтов в стихотворении широко использует сравнения: «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша».

Метафора только одна «и нам горька остылой жизни чаша»

Эпитеты: «пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой» создают контраст с серыми буднями и томлением молодых людей.

С помощью риторического вопроса «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Лермонтов приглашает к размышлению читателя – собеседника. Позже, он плавно подводит его к выводу.

Поэтический текст построен на двух сравнениях с явлениями, характерными для севера — с недолговечными растениями (быстрая жизнь, полная вроде бы ярких, но пустых и бесполезных моментов – цветение не приносит плодов) и бледным солнцем (в следующей фразе герой сам проясняет свою мысль). И, как следствие того, что жизнь тратится на не то, что нужно, приводятся страдания общества («И душно кажется»).

 

17. Значение

В литературе судьба поколения волновала многих писателей и поэтов. Эта тема была особенно острой. М.Ю. Лермонтов еще не раз будет возвращаться к ней.

Одним из ключевых стихотворений на данную тему является произведение «Дума», которое поэт напишет после «Монолога». «Дума» — это продолжение философских размышлений об утрате идеалов, смысла жизни и ценностей.

История и литература как предмет изучения культурного наследства страны всегда неразрывны. С точки зрения литераторов можно понять, какие чувства переживали поэты и писатели, народ в целом в момент исторических свершений.

Число пострадавших и жертв после восстания декабристов было колоссальным. Никогда еще Россия не знала таких столкновений внутри государства. Высоким идеалам была принесена слишком большая жертва – 1271 человек. Неудивительно, что поэт разочарован.

 

18. Актуальность

Молодежь первой половины 19 века утратила возвышенные идеалы, и перестала жить по моральным принципам. Вместо этого ей приходиться играть по правилам высшего общества. Ничтожество ставит во главу угла ложь, лицемерие и праздность.

В наше время тема стихотворения не перестает быть актуальной: отсутствие достойных идеалов грозит увести молодое поколение по пути деградации.

 

19. Мое отношение

Стихотворение заставляет нас помнить о том, что жизнь дана нам не только для того, чтобы предаваться бесцельному времяпрепровождению. Будет лучше, если каждый из нас проявит осознанность, и посвятит свою жизнь тому, чтобы сделать мир вокруг нас чуточку лучше.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит думать о жизни в целом, не размениваясь на мелочи: кто мы, куда идем, и что хорошего каждый из нас может привнести в этот мир.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.