Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» по плану

 

1. История создания

История создания стихотворения тесно связана с творчеством английского поэта Д.Г. Байрона. Именно его труды определили выбор литературного направления М. Ю. Лермонтова. Этого курса он придерживался всегда.

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» датировано 1832 годом. Юному поэту не было и восемнадцати лет.

Источник вдохновения Лермонтов видел не только в творчестве, но и в судьбе Байрона. Поэт заметил биографические параллели и схожесть характеров. Это были две закрытые личности, которых общество отказывалось понимать.

Смерть матери, разлука с отцом, рухнувшая надежда стать филологом – все эти трагические события подтолкнули Лермонтова излить свои чувства в стихотворении.

Первая публикация стихотворения была в 1845 году в журнал «Библиотека для чтения».

 

2. Литературное направление

Литературное произведение относится к романтизму, равно как и всё творчество поэта.

 

3. Род

По родовой принадлежности это лирика.

 

4. Жанр

По жанру стихотворение восходит к элегии с философскими мотивами. Размышления овеяны ореолом грусти.

 

5. Проблематика

Поэт, сравнивая себя с Байроном, осознает свое одиночество и пытается показать то, насколько глубоко это чувство и почему он чувствует себя одиноким. В тоже время поэт говорит, что он совсем другой, а не такой, каким его видят другие.

Непонятый окружающими, поэт приходит к выводу, что родился не в то время. Сердца людей очерствели и одеты в броню. Очень сложно достать до самого сердца.

Литературные труды Лермонтова никого не впечатляют и никто ими не проникается. Для этого нужно много трудиться. Именно это вызывает беспокойство.

 

6. Тематика

Главная тема произведения – это сопоставление Байрона и Лермонтова, сравнение судеб двух поэтов. В то же время, Лермонтов стремится показать всем свою индивидуальность.

Аналогия личностей проводится лишь раз в строчке «Как он, гонимый миром странник».

Основная мысль – раскрыть душу и мысли странника.

Тема одиночества также прослеживается в стихотворении. Поэт называет себя «гонимым странником» и испытывает отторжение от общества. Русскую душу поэта никому не понять. Оттого чувство печали никак не может уняться.

 

7. Идея

Поэт стремился показать всем, что он не Байрон, он другой. Творческое кредо Лермонтова индивидуально. У каждого литературного деятеля есть своя визитная карточка: особенности, думы, мысли. Он вовсе не стремится, как Байрон получить признание высшего света.

Лермонтов делится тем, что у него на душе, и ищет свой путь на литературном поприще.

 

8. Пафос

Лермонтов осознает неизбежность своей преждевременной смерти. Слова о короткой жизни окажутся пророческими.

Лермонтов передает грусть и тревожность лирического героя, гонимого миром.

Одиночество будет бесконечным. Герой смиряет себя с мыслью о том, что он всегда будет одинок. Вместе с тем, поэта огорчает человеческий произвол и гордыня. Всё это отдаляет человека от Бога и искусства.

 

9. Система образов

В центре внимания – лирический герой, эмоциональное состояние которого передают два образа: океан и толпа.

Душа – океан бушующих страстей. Когда корабль тонет во время шторма, груз уходит на дно океана. Также и в душе героя переживания лежат мертвым и не подъемным грузом:

В душе моей как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.

Романтический символ бездонной стихии, хранящей очень глубоко тайны, не может смириться с действительностью.

 

Образ толпы появляется в последней строчке стихотворения и передает одинокое состояние поэта, разлад с обществом. Размышления поэта, по его мнению, никому не понятны.

Сильной эмоциональной нагрузки образ толпы не несет. Поэтому описание скудное. Главная цель — показать поэта в лучшем свете на её фоне.

 

 

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей здесь два: Байрон и Лермонтов.

Поэт находится в некой постоянной конфронтации с высшим светом. Он видит себя изгоем, скитальцем. Нередко одинокий и разочарованный герой бросает вызов укоренившимся порядкам.

Байрон тоже странник со своим внутренним конфликтом и окружающей действительностью. Что отличает двух персонажей? Байрон – английский поэт, а Лермонтов – поэт с русской душой.

Чужая душа, как говорится, потёмки. А русская душа загадочна. Она неоднозначна, чувственна и эмоциональна.

 

11. Лирический герой

Стихотворное изложение ведется от первого лица. Логично заключить, что лирический герой – это сам Лермонтов. Поэт-одиночка уверен в своей скорой смерти. И даже смерть для него – это выход, избавление от дел, к которым не лежит душа.

Лирический герой занят самокритикой и самокопанием. Быть занятым в трудах не значительных – это не его мечта. Он хочет добиться всего и сразу.

Такой образ мыслей свойственен юности и раннему творчеству. Позднее, при создании образа Печорина, Лермонтов отойдет от этой линии. Его мировоззрение поменяется, и он с сожалением покажет, к чему может привести подобный инфантильный настрой через призму жизни персонажа произведения «Герой нашего времени».

 

12. Сюжет

Сначала поэт делает отсылку на личность Байрона. У обоих конфликт с окружающим миром. Поэт называет их гонимыми ветром странниками. Общность заключается в избранничестве и своей исключительности.

Далее, Лермонтов сравнивает душу лирического героя с океаном. Внутренние переживания бушуют как волны океана и поглощают самого поэта. Надежды рухнули, и ничего не приносит ему радость.

С чем связаны были его надежды? В первую очередь, это личные переживания. Муки души. Во-вторых, это судьба литературы в России: байронизм в России основывался на идеях декабристов, а конце 20-х годов эти идеи сошли на нет.

Революцонно-демократические идеи еще не зародились. По этой причине Лермонтов не может найти себе места. В период затишья будущее поэта кажется ему туманным.

В конце стихотворения поэт говорит о толпе «кто толпе мои расскажет думы?». Он выражает сомнения и неуверенность в своем предназначении и смысле жизни.

 

13. Композиция

Композиция стихотворения состоит из двух частей.

Первая часть сосредоточена на доказательствах того, что между Лермонтовым и Байроном есть существенные различия.

Вторая часть по объёму меньше и состоит из четырех строчек.
Ритмически вторая часть отличается от первой. Здесь кроются мотивы, то есть, почему было написано это стихотворение. Он говорит о том, что у него не получится дожить до своего успеха и признания:

Я раньше начал, кончу раньше,
Мой ум немного совершит.

 

 

14. Художественное своеобразие произведения

Все произведение построено на антитезе, осознанном отделении, которое усиливает мотив одиночества.

С первых строк поэт сравнивает себя с Байроном, отмечая, что они оба «гонимые странники». И эта схожесть отделяет Лермонтова от общества.

А в следующих строках поэт отделяется и от своего соратника, отмечая, что в отличие от него обладает «русскою душой».

В следующих строках поэт говорит о своей ранней кончине, об отделении от всего мира. Лермонтов заканчивает стихотворение утверждением, что никто не в силах понять его и избавить от одиночества.

 

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано в одну строфу, состоящую из 12 строк.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Имеется как женская, так и мужская рифма.

В первых четырех строках поэт использовал кольцевую рифмовку (АББА). С 5 строки по 12 — перекрестная рифма (ВГВГ).

 

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения преобладают метафоры: «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый».

Дополняют картину эпитеты: «русская душа», «неведомый избранник», «разбитые надежды». Понятие русской души включает национальное определение, самопознание, исторический фон.

Смысловую и эмоциональную нагрузку несёт интонация в вопросительных и восклицательных предложениях: «Кто может, океан угрюмый, твои изведать тайны?», «Кто толпе мои расскажет думы?»

Стоит отметить экспрессивный синтаксис и пунктуацию в стихотворении. Например, тире выполняет выделительную функцию. Появляется треугольник «Я — или бог — или никто!», в котором слышна вершина мотива одиночества.

Светские, увеселительные мероприятия для поэта пустышка и фальшь. Единомышленников нет и среди близких друзей. Понять его идеи могут только двое: сам поэт и Бог.

Структура стихотворения построена на антитезе, он противопоставляет себя обществу, природе, Байрону. Этот художественный приём позволяет создать контраст, выделить мысли лирического героя.

Сравнение «в душе моей, как в океане» показывает насколько трагичен настрой поэта и как глубоки его думы. Наряду с этим поэт сомневается в своих силах и возможностях.

 

17. Значение

Это стихотворение не просто крик души обычного человека. Здесь Лермонтов раскрывает роль и назначение поэта, совсем юного. Уже в 17 лет он понимает, чему хочет посвятить жизнь. Осознавая предел своих возможностей, поэт не кичится своим талантом.

 

18. Актуальность

Стихотворение остается актуальным по сей день. Во все времена были свободолюбивые мыслители, поэты и другие деятели искусства, которые остаются верны своим представлениям.

Исследуя лирику М. Ю. Лермонтова можно предположить, что поэт был сверхчувствительной личностью. Лермонтов не был пророком как таковым, но был всегда на шаг вперёд своего времени.

Он искренне не принимал политический строй того времени с его самодержавно-крепостнической действительностью. Поэта не пугают гонения, он остаётся верен своему признанию до конца жизни. Лермонтов прекрасно понимает свою ответственность за свою деятельность не столько перед властью и народом, сколько перед Богом.

 

19. Мое отношение

Это стихотворение не может оставить равнодушным. Оно оставляет неизгладимый след, и положительные эмоции с некой долей грусти.

Лермонтов, не стесняясь читателя, раскрывает перед ним свою душу, показывает свой внутренний мир, потенциал и желание стать великим как его кумир. Его мечта стать Байроном с русской душой.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит сопереживать тем, кто чувствует себя одиноким, уделять им больше внимания. Ведь так часто кажется, что у них все хорошо. Однако, это всего лишь маска, за которой скрываются очень сильные эмоции.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.