Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году под влиянием двух разнородных впечатлений, вдруг объединившихся для Лермонтова в одно целое.

Первым (и главным) впечатлением стала влюблённость к 18-летнюю Катеньку Сушкову во время пребывания поэта в подмосковном имении Середниково летом 1830-го года. Пылкий 16-летний юноша не воспринимался Сушковой всерьёз, она подшучивала над его признаниями. Ей поэт посвятил целый цикл стихотворений, названный впоследствии «сушковским».

Второе впечатление – посещение Лермонтовым Троице-Сергиевой лавры летом того же года. В рассказе одного из нищих, поведавших, что молодые люди подложили ему камень вместо пищи, юный поэт узнал себя.

Два впечатления, сравнимые по остроте испытанной боли, вдохновили его на написание стихотворения. Оно было опубликовано уже после гибели Лермонтова, в 1844 году.

 

2. Литературное направление

Стихотворение «Нищий» реалистично по своему сюжету, и всё же его написал поэт-романтик. Озвучен романтический конфликт между человеком и обществом, кризис личного чувства.

 

3. Род

Это лирическое произведение, написанное на основе личного опыта и рассказанное от первого лица.

 

4. Жанр

Стихотворение «Нищий» тяготеет к элегии: в нём звучит жалоба на бесчувственность любимой, тоска по недостижимому идеалу.

 

5. Проблематика

Стихотворение затрагивает проблему равнодушия и жестокости в отношениях между людьми. Первое порождает второе. Там, где один не готов представить себя на месте другого, рождаются отчуждение, холод, насмешка. Всё это может довести до отчаяния.

 

6. Тематика

В произведении затронута тема безответной любви. Лермонтов доводит этот мотив до масштаба вселенской катастрофы. Образ любимой сливается для него с портретом «жестокого» поколения.

 

7. Идея

Идея произведения проста. Не встречая сочувствия, самое благородное чувство обращается в свою противоположность. Любовь, надежда, теплота, отвергаемые людьми, превращаются в равнодушие.

Как нищий, получающий камень в ответ на просьбу о хлебе, лирический герой получает насмешки в ответ на свои нежные чувства.

 

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и разочарование. Герой упрекает возлюбленную в жестокости, усиливая впечатление от её насмешки картиной страданий нищего. Эта отсылка помогает Лермонтову выразить всю глубину собственной боли.

 

9. Система образов

Образ нищего и образ любящего юноши зеркальны. Поэт даёт нам возможность сопоставить их. Точно также он сопоставляет образы светской насмешницы и всего молодого поколения.

Эти пары персонажей связаны идеей страдания. Нарушена цепь естественных человеческих отношений. Из-за этого глупая шутка оборачивается личной трагедией.

Образ камня, подменяющего хлеб, — идеальная метафора жестокости. Камень твёрд, холоден, мёртв. Так же мертва человеческая душа, забывающая законы любви и сострадания.

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: возлюбленная, её поклонник (лирический герой), нищий на паперти и «кто-то», положивший в его руку камень.

Как уже было сказано, герои разбиты на пары. Девушка соотносится с неизвестным обидчиком нищего, а юноша – с самими нищим.

 

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения говорит о своём чувстве прямо: «Так я молил твоей любви // С слезами горькими, с тоскою…». Он слишком чист душой, чтобы скрывать свой порыв.

Передать глубину страдания ему помогает образ обманутого нищего. Старик умирает от голода и вдобавок подвергается унижению. Таково же положение лирического героя.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает нищего, стоящего на паперти возле храма. Он протягивает руку за подаянием, но получает камень вместо хлеба.

Поэт сравнивает с этим несчастным себя. Он точно также просил любви, но получил вместо этого равнодушие и презрение.

 

13. Композиция

Композиция произведения зеркальная, ретроспективная.

Поэт начинает разговор не с себя. Сначала он обращается к картине страданий нищего, что производит на читателя тягостное впечатление. Этому изображению отдано две первых строфы.

В третьей кульминационной строфе появляется образ лирического героя, в состоянии которого угадывается просящая поза нищего.

Отражаясь друг в друге, образы обретают двойную глубину.

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения сух, лаконичен, прост. Однако Лермонтов не обходится без высокой книжной лексики («врат», «взор являл живую муку», «с слезами») и романтической патетики, что соответствует посылу любовной элегии.

Среди частей речи преобладают прилагательные, характеризующие душевное состояние героев. Автор использует градацию (нарастание) при передаче происходящего у врат обители.

Он усиливает трагизм звучания с помощью усилительных частиц и личных местоимений. Стихотворение завершается восклицательным предложением, в котором поэт выражает прямой упрёк возлюбленной.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских окончаний.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 3 четверостишия.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «бедняк иссохший, чуть живой», «живую муку»; «с слезами горькими»;
  • литота: «куска лишь хлеба он просил»;
  • гипербола: «обмануты навек тобою»;
  • сравнение: автор сравнивает себя с нищим.

С помощью аллитераций на «р», «т», «б» поэт передаёт неестественность, напряжённость происходящего. Речь его словно спотыкается, в ней слышится твёрдость камня, полученного нищим.

Завершающая строфа срывается на плач за счёт аллитераций с «о», «э», «у», «ы».

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Нищий» – шедевр любовной лирики. Оно близко каждому, кто испытал безответное чувство в годы юности, когда всё переживается впервые и с особенной остротой.

Помимо истории личной неудачи Лермонтов оставляет напоминание о глобальном, порой чудовищном, равнодушии людей друг к другу.

 

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова очень актуально. В наше время многие готовы жестоко посмеяться друг над другом. Люди переходят все границы жестокости.

Поэт обращает наше внимание на то, что действие происходит у врат обители святой. Даже близость святыни не останавливает людей от дурного поступка.

Так происходит и сегодня. Многие вернулись к вере, стали посещать церковь, но человечности в отношениях между людьми не прибавилось.

 

19. Моё отношение

Стихотворение «Нищий» глубоко тронуло меня. Я думаю, что не стану смеяться, если кто-то признается мне в любви. Это же такое событие! Даже если человек не нравится, не надо его обижать. Надо беречь друг друга, быть бережнее.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Нищий» напоминает о том, что каждый человек очень раним. Не стоит издеваться друг над другом, ведь жизнь такая короткая и в ней совсем мало любви! Лермонтов создал необыкновенно трогательный образ, который учит нас милосердию и такту.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.