Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Монолог» написано в 1830 году, когда М.Ю. Лермонтов уже познакомился с творчеством Байрона.

Ему близок тип лирического героя — изгоя. Порой поэт ощущал себя таковым.

 

2. Литературное направление

Стихотворение было написано в духе романтизма.

 

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

 

4. Жанр

Жанр произведения – элегия.

 

5. Проблематика

В очередной раз Лермонтов поднимает проблему лишнего человека.

Поэт сетует на то, что его окружение нуждается в нем и готово разделить с ним радостные минуты. Однако разделить с ним печаль высший свет не желает.

Поэт говорит о потребительском отношении со стороны окружающих. Когда у тебя всё хорошо, все рядом, но стоит появиться проблемам, даже друзья куда-то исчезают.

 

6. Тематика

Главная тема произведения – одиночество. Лермонтов как узник этого состояния.

Жизнь подобна тюремному заключению, потому очень сложно встретить родственную душу, с которой можно познать не только радость, но печаль тоже.

 

7. Идея

В стихотворении Лермонтов протестует против «оков» — внутренней и внешней тюрьмы. Поэт противопоставляет свою личность миру и обществу.

 

8. Пафос

В стихотворении от начала до конца слышны ноты никому не нужности и полного одиночества. Стихотворение довольно мрачное, потому что поэт в нем намекает читателю о мыслях расстаться с жизнью. И это в 16 то лет! Лермонтов говорит, что его смерть принесёт всем только облегчение.

Поэт пишет, что он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Он говорит, что тяжело жить в одиночестве, тяжело на себе нести жизненные тяготы.

В свои 16 лет поэт думает о смерти, считая, что когда он умрет, то все будут счастливы. Удивительно, что у столь юного человека такие мрачные мысли.

 

9. Система образов

В стихотворении два образа: образ царя воздушного и гроба.

С образом царя воздушного поэт отождествляет себя. Лермонтов ставит себя в центр мира. Говорит о себе и своём понимании действительности, роли в обществе и жизни. В тоже время, его гнетет такое положение. Будучи царём, то есть центральной фигурой, он чужой среди своих.

Образ гроба символизирует выход из сложившейся ситуации — смерть, после которой все вздохнут с облегчением.

 

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж здесь один. Это поэт.

Когда Лермонтов создавал произведение, ему было 16 лет. В этот период он переживал личную драму. Конфликт между отцом и бабушкой достигал своего предела.

То, что творилось на душе поэта описано в стихотворении. Мотив горечи, разочарования и скорой смерти — всё это неожиданно для молодого юноши 16 лет.

 

11. Лирический герой

М. Ю. Лермонтов в образе лирического героя выражает свои думы. Мысли эти весьма печальны, равно как и эмоциональное состояние героя.

Жизнь его лишена радости, повсюду преследует тоска и одиночество, недопонимания со стороны посторонних. Поэт приходит к заключению о том, что жизнь его исчерпала себя. Унылый фон рисуют такие слова, как «страшно, одиночество, страданья, судьба, гроб, смерть».

 

12. Сюжет

Стихотворение не имеет сюжета. Основу составляют личные переживания поэта. В поэтическом тексте выражены все бытийные конфликты, которые чем-то схожи с творчеством Байрона.

 

13. Композиция

Композиция стихотворения кольцевая. Структура стихотворения состоит из 4 частей.

Первая часть начинается с рассуждения о нравственности. Здесь сосредоточена основная мысль поэтического текста. Она заключается не только в том, что поникший человек никому не нужен. Поэт хотел показать каково это: оставаться наедине со своей грустью лицом к лицу. Одиночество заставляет человека испытывать нечто невообразимое и уникальное.

Вторая строфа посвящена авторскому «я». Поэт сравнивает себя с царём воздушным. Находясь в центре событий, он понимает что все «воздушные замки» — мечты, которые он рисует, невыполнимы.

Последние две части — это финал стихотворения. Поэт возвращается к тому, с чего начал свои размышления — мотиву одиночества. Эта мысль усиливается за счет контраста: Лермонтов делает вывод, что никто смерти ему не желает, а радоваться они будут оттого, что живы.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Из художественных приёмов поэт использует синтаксический параллелизм «и вижу…, как уходят…», «И вновь приходят…», «и вижу гроб…», «и будут веселиться…».

За счёт этого достигается ощущение монотонности жизни. Никакие перемены в укладке жизни поэта не происходят. Такой обстановка скорее всего будет и после его смерти.

Также стоит отметить ряд оборотов. «Никто не покрутится» — никто не позаботится, не попытается нарушить ход событий и предотвратить фатальный исход, утешить. Оборот «медлить над землей» – подчеркивает идею о том, что нет смысла дальше продлевать земное существование.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение состоит из четырех строф в каждой по 4 строки.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб.

Лермонтов при создании стихотворения использовал перекрестную рифмовку (АБАБ).

 

16. Средства художественной выразительности

Психологическое состояние лирического героя в момент наивысшего одиночества достигается благодаря средствам художественной выразительности. Данный стихотворный текст богат и разнообразен метафорами, сравнениями, эпитетами и т. д.

Инверсия в словах «жизни сей», «нам в одиночестве влачить (переносить, терпеть)», «грусть делить», «один я здесь» выделяет ключевые слова в каждой фразе.

Метафоры: «жизни оковы», «страданья в сердце стеснены» передают графическое изображение явлений.

Антонимы — «веселье – грусть», «смерть – рождение», «все готовы – никто не хочет», «уходят – приходят» рисуют статичность. Какие бы перемены не происходили, ничто не может отразиться на судьбе, настроении поэта.

По словам Лермонтова его чувства ничего не значат для других людей. Это показано в сравнениях: «я, как царь воздушный (невидимый, бесплотный)», «уходят, будто сны».

В тоже время такие эпитеты, как «воздушный царь», «позлащенная (позолоченная, видоизмененная, приукрашенная), но старая (прежняя) мечта», «гроб (в значении «могила») уединенный (одинокий)» зеркально отражают бессмысленность планирования будущего. Ведь жизнь его коротка и смерть не за горами.

 

17. Значение

Стихотворение «Одиночество» — это психологический портрет одинокого человека. Оно позволяет понять настроения поэта.

М. Ю. Лермонтов, как и в других произведениях, акцентирует внимание на личности в процессе самопознания и развития. Произведение относится к раннему периоду творчества. В эти годы поэт пишет стихотворения в форме лирических зарисовок, отрывков из дневника под названиями «исповедь», «монолог».

Предмет изучения лирики Лермонтова — душа человека. Поскольку заглянуть в чужую душу невозможно, то поэт изливает свою.

Лирика Лермонтова — это исповедь, становление души, искренность. Эти направления стали художественными открытием для всей русской литературы.

 

18. Актуальность

Выразив свои личные переживания в таком печальном произведении, Лермонтов показал, насколько глубокими и серьезными могут быть переживания подростков.

Стихотворение не теряет актуальности по сей день. Многие молодые люди хотят избавиться от чувства одиночества, грусти и стать счастливыми.

 

19. Мое отношение

Читая произведения Михаила Юрьевича, возникает впечатление, что поэт рано повзрослел. Юношей он пишет глубоко философские стихотворения, размышляет о бренности бытия, как будто их писал взрослый человек, умудренный опытом.

 

20. Чему учит

Данное произведение учит нас не быть равнодушными к проблемам близких нам людей. Оно учит быть внимательным к судьбам тех, кто находится с нами рядом.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.