Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Осень» написано в 1828 году, когда Лермонтову было 14 лет. Это одно из первых сохранившихся произведений юного поэта, что отражается на стиле и форме стихотворения.

Проба пера, тем не менее, имеет все признаки будущего лермонтовского таланта: склонность к мрачным тонам и полутонам, мотивы печали, увядания, одиночества.

 

2. Литературное направление

Стихотворение «Осень» напоминает поэзию сентименталистов, а именно эклогу, проникнутую настроением элегии. В то же время присутствуют черты реализма в изображении отдельных изменений природы осенью.

 

3. Род

Перед нами образец пейзажной лирики — редкой для поэзии Лермонтова.

 

4. Жанр

«Осень» — это пейзажная зарисовка, включающая элементы эклоги и элегии.

 

5. Проблематика

Нельзя сказать, что поэт затрагивает серьёзные философские проблемы. Он пробует свои силы в описании времён года, разворачивая перед нами череду постепенных метаморфоз в природе и душе человека.

 

6. Тематика

Основная тема произведения – природа осенью.

 

7. Идея

Осенью всё живое увядает, тускнеет, теряет силу и красоту. Ни человеку, ни зверю осенний пейзаж не даёт приюта. Только свет месяца может породниться с грустными приметами осени.

 

8. Пафос

Пафос стихотворения – печаль, понимание того, что увядание неизбежно.

 

9. Система образов

Образ осени складывается из череды подробностей: желтеющие листья и создающие контраст тёмные ели напоминают о наступлении особой поры в жизни леса. Неприютно стало там, где отдыхал летом пахарь (там уже нет ни солнца, ни цветов).

Образ ночи и ночного светила с его серебристым светом завершают ряд цветовых образов холодной ниточкой морозного блеска.

 

10. Центральные персонажи

В стихотворении упоминается пахарь, который не стремится больше отдыхать на остывшей земле. Также речь идёт о звере, ищущем тёплую нору накануне зимы.

Других персонажей в тексте нет. Автор подчёркивает этим неприютность и пустоту осеннего пейзажа.

 

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении отсутствует. Пока поэт выступает в роли наблюдателя и просто перечисляет замеченные перемены, не окрашивая художественные детали личным отношением к ним.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения соединяет картину увядающих листьев на фоне поникших елей с описанием опустевшего поля и дола, где больше не ступают нога человека и лапа зверя. Надо всем этим разливается холодный свет месяца.

 

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

В первой строфе говорится о лесе, во второй – о пахаре, в третьей – о звере и месяце.

Особенного замысла в таком построении текста нет. Автор последовательно описывает увиденное — эпизод за эпизодом. Тем не менее, произведение выглядит завершённым, ведь последний штрих (свет месяца) положен верно.

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения очень прост и пока ещё скуп на средства художественной выразительности.

Синтаксис сочетает простые и сложные предложения. Среди частей речи преобладают глаголы, помогающие передать осень как процесс, метаморфозу времени.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано восьмистопным хореем с чередованием мужской и женской рифмы.

В нём всего три строфы (четверостишия) с перекрёстной рифмовкой: АБАБ.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении почти не используются тропы. Однако есть эпитет («зелень мрачную») и олицетворение («листья…и кружатся, и летят», «ели зелень… хранят»).

С помощью ассонансов «и», «о», «э» передано задумчивое настроение осенней прогулки, продолговатый звук гулкого осеннего воздуха.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Осень» — проба пера совсем юного Лермонтова, небольшая зарисовка, описывающая уголок природы в русской усадьбе. Она пополняет сокровищницу русской пейзажной лирики своей естественностью и простотой.

 

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально для всех, кто любит природу и каждой осенью вспоминает стихи классиков. Под звуки шагов по аллеям занесённых листьями парков строки лермонтовской «Осени» всегда будут звучать волшебно.

 

19. Моё отношение

Стихотворение «Осень» не сравнить с другими произведениями Лермонтова, которые он написал, когда стал постарше, но мне знакомы картины увядания и опустения, которые он изобразил. Осень – печальное время года, и в этом я соглашусь с поэтом.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Осень» напоминает о быстротечности жизни. Как приходит конец тёплому лету, так завершается абсолютно всё на земле.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.