Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану

 

1. История создания

Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.

Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.

Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.

Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».

Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.

 

2. Литературное направление

Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.

Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию.

 

3. Род

«Парус» — лирическое произведение. Оно описывает сокровенные переживания человеческой души, передавая их с помощью деталей пейзажа.

 

4. Жанр

«Парус» Лермонтова – лирическое стихотворение-зарисовка с острым, захватывающим внутренним сюжетом.

Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру.

 

5. Проблематика

Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту.

 

6. Тематика

Основная тема произведения – одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы – вечная неизвестность впереди.

 

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что есть люди, которым не мил покой. Поиск нового берега всегда труден. Земля и море, окружающие парус, покойны и светлы, лишь он один «мятежен».

В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю – способность плыть дальше.

 

8. Пафос

Пафос стихотворения – утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра.

Вместе с тем стихотворение написано не от первого лица. Лермонтов словно смотрит на себя со стороны и немножко жалеет одинокий парус. Он сочувствует его одиночеству и печали.

 

9. Система образов

Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.

Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.

Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).

 

10. Центральные персонажи

Парус – центральный образ-персонаж стихотворения. Ключевое слово в его определении – «одинокий». Он кажется крошечным среди бескрайнего моря.

Парус бороздит его не в поисках счастья, для него важнее – буря, порыв, движение.

 

11. Лирический герой

Лермонтов нередко использует приём отождествления. Говоря об утёсе, одинокой сосне, белеющем парусе, он имеет в виду себя, собственное одиночество и духовный поиск.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения слит с образом паруса. Поэт описывает его одиночество, скрип мачты, противящейся натиску ветра.

Счастье не привлекает его, так же, как светлые водные струи и золотые лучи солнца. Он не хочет скользить по поверхности жизни и жаждет глубины. Парус только кажется хрупким, на самом деле он рвётся навстречу волнам, «просит бури».

 

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о замеченном издали парусе.
  • Во втором – о том, какие испытания ждут его в открытом море.
  • В третьем четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой…»

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах.

Автор усиливает впечатление от происходящего за счёт использования однородных сказуемых («гнётся» и «скрипит»), инверсии, анафоры.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен, или четверостишие.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «парус одинокий»; «в тумане голубом», «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»;
  • олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури»;
  • метафора: «в тумане моря голубом»;
  • антитезы: «ищет – кинул», «буря – покой».

С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.

Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Парус» – символ всего лермонтовского творчества, его квинтэссенция.

Образ человека, вынужденного обретать ответы на глубинные вопросы своей души и обречённого при этом на одиночество, предвосхитил всю философию и поэзию рубежа 19-20-го веков с их вниманием к внутреннему миру личности, поиску смысла жизни.

 

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально и сейчас. Стоит оторваться от очевидных вещей, привычного круга ценностей, как мы попадаем в незнакомое пространство, подобное бурному морю. Нас обступают вопросы, которые, словно волны, накатывают один за другим.

Для творческой личности, решившей посвятить свою жизнь поиску ответов, не имеют значения счастье и покой. Их вдохновляют трудности, буря даёт им подлинную духовную свободу.

 

19. Моё отношение

Я понимаю взволнованное настроение поэта, отразившееся в стихотворении «Парус». Перед началом любого важного дела мы испытываем волнение, неизвестность пугает нас.

Образ паруса, который не боится перемен, а даже «просит» бури, вдохновляет меня. Не надо бояться глубины. Она всегда интереснее, чем мелководье!

 

20. Чему учит

Стихотворение «Парус» учит нас смелости. Выбирая жизненный маршрут, не стоит стараться быть как все. Даже если в самом начале нам будет одиноко и трудно, мы должны пройти череду испытаний самостоятельно. Только после этого мы найдём истинных единомышленников, станем настоящими людьми.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.