Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Первое января» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» с авторской пометкой «1 января», указывающей на дату написания, было создано во время празднования наступающего 1840-го года.

Современник М. Ю. Лермонтова писатель И. С. Тургенев оставил воспоминания о необыкновенном оживлении петербургского общества при появлении молодого, но уже широко известного поэта на светском маскараде.

Тургеневу запомнилось, что каждый старался выразить Лермонтову своё почтение, поговорить с ним, подержать за руки.

В какой-то момент на лице поэта появилась отстранённость, как будто среди блеска и суеты праздника его посетили мысли о других местах и людях. Он словно погрузился в собственные мысли.

Возможно, именно в те минуты у Лермонтова рождались строки ставшего знаменитым стихотворения.

Вскоре (17 января 1840 года) оно было опубликовано в январском номере «Литературной газеты».

 

2. Литературное направление

Стихотворение написано на стыке двух манер: реалистической и романтической.

Конфликт воображаемого и действительного лежит в основе сюжета.

 

3. Род

Перед нами лирическое произведение. На это указывает наличие лирического героя, исповедальность интонации, изложение мыслей и чувств автора в конкретный момент времени.

 

4. Жанр

Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» относится к философской (отчасти – медитативной) лирике.

Это стихотворение-воспоминание, стихотворение-погружение, автор которого чередует разные временные и пространственные пласты.

 

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему соотношения мечты и действительности. Из неё вытекают размышления об истинных и ложных человеческих ценностях.

Лермонтова ранит ситуация всеобщего притворства, маскарадности мира.

 

6. Тематика

Тема стихотворения – одиночество в толпе, внутренняя отстранённость героя от внешней мишуры окружающей жизни.

 

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что люди заблуждаются, гонясь за славой, красотой, почестями и другими обольщениями жизни. Истинную радость даёт лишь любовь к родным местам и любимым людям – всему тому, что является подлинным, неподдельным.

 

8. Пафос

Стихотворение наполнено пафосом отрицания и разоблачения.

Шумная торжественная радость бала не ослепляет поэта. Перед его внутренним взором проплывают неброские, словно написанные акварелью, образы прошлого, в котором он любил и был любим. Эти картины вызывают в его душе ностальгию и умиление.

Сопоставляя одно с другим, лирический герой завершает свой монолог тирадой: «О, как мне хочется смутить весёлость их // И дерзко бросить им в глаза железный стих, // Облитый горечью и злостью!..».

Ему хочется напомнить людям о том, как бесконечно далеки они от настоящей жизни, и эта горечь доходит в его душе до стадии праведного гнева.

 

9. Система образов

Стихотворение выстроено на контрасте двух изобразительных рядов.

Первый ряд – это образы великосветского бала: «пёстрая толпа», «шум толпы людской», «дикий шёпот затверженных речей», «образы бездушные людей», «красавиц городских давно бестрепетные руки». Они передают холод, мертвенность, пустоты городского бала, притворство и привычку, царящие в этом узком мирке.

Второй ряд составляют образы «старинной мечты»: «родные всё места», «высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей», «мечты моей созданье», «с улыбкой розовой», «с глазами, полными лазурного огня», «царство дивное».

Этот мир, наполовину выдуманный или увиденный героем сквозь сон, полон трепетного волнения, неясных обещаний счастья, искреннего тепла и жизни.

Пробуждаясь от грёз, поэт в ярости окидывает взглядом пустоту наполненного зала и понимает, что всё в нём – обман.

 

10. Центральные персонажи

Главные герои стихотворения – гости бала. Их не называют поимённо, они для героя – лишь тени, образы, бездушные маски.

Им противопоставлен образ девушки «с глазами, полными лазурного огня». На фоне бестрепетных городских красавиц она выглядит как небесный ангел. Сердце поэта отдано ей.

 

11. Лирический герой

Лирический герой произведения – это герой-романтик. Он резко противопоставляет себя обществу, контрастирует с ним.

Он одинок по собственному выбору, ведь в его душе живёт высокий, во многом, им же созданный идеал, которому нет равных на земле. Герой чувствует тоску, разочарование. Жизнь для него – обман.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает размышления поэта во время новогоднего бала.

Скользя взглядом по лицам гостей, чувствуя холод бестрепетных прикосновений, он уносится воспоминаниями в пору ранней юности, вспоминает имение любимой бабушки и чудесный женский образ, теплом которого были овеяны те дни.

Эти картины теперь невозвратно далеки. Возвращаясь в настоящее, герой испытывает разочарование и острое желание исправить, переделать действительность.

 

13. Композиция

В стихотворении 7 шестистиший.

Композиция произведения кольцевая. Действие начинается и заканчивается описанием бала, а в сердцевине стихотворения находится образ «старинной мечты». Этот момент (описание портрета девушки) является кульминационным, за ним следует развязка.

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует средствами художественной выразительности. Присутствует насыщенный напряжённый синтаксис, передающий разнообразие эмоций героя. За счёт рядов однородных членов автор создаёт подробные описания картин реального и воображаемого миров.

Для стиля Лермонтова характерно использование контрастов. В данном стихотворении они присутствуют на уровне цвета, звука, ощущения. «Пёстрая» толпа противопоставлена нежной гармоничности мечты (у девушки «розовая улыбка», «огонь лазурный» в глазах).

Звуки бала нарочито громки, бравурны, речи шумны и неискренны, а шаги «мечты» тихи, робки. Лица гостей на балу неживые, холодные, словно «стянутые маской». А улыбку любимой поэт сравнивает с первым сияньем молодого дня.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравносложным ямбом.

Оно разбито на шестистишия, и схема рифм в каждом из них выглядит так: ААБВВБ.

При этом 3-я и 6-я строки на 2 стопы короче, чем 1-я, 2-я, 4-я и 5-я.

Поэт использует параллельную и перекрёстную рифмовку.

 

Большой объём произведения соответствует масштабу авторского замысла. В 42 строках стихотворения разворачивается панорама образов прошлого и настоящего, волнообразно сменяющих друг друга.

По ритму и строфике стихотворение напоминает вихрь вальса, образы, словно пары танцующих, совершают движение по кругу и возвращаются на исходные позиции.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «пёстрою толпою», «давно бестрепетные руки», «с улыбкой розовой», «железный стих»;
  • олицевторения: мечта как «незваная гостья», «ласкаю я в мечтах старинную мечту», «листы шумят», «сквозь кусты глядит вечерний луч»;
  • метафоры: «мечты моей созданье», «глазами, полными лазурного огня», «зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд», «царства дивного всесильный господин».

Поэт использует анафору «Когда…» и синтаксический параллелизм «С глазами, полными лазурного огня, // С улыбкой розовой…». Эти приёмы позволяют сохранить динамику эмоции, выразить внутреннее напряжение героя, которое также усиливается за счёт инверсий.

Аллитерации («с», «ш», «ч») преобладают в первой и третьей части стихотворения и ассоциируются с шипением змей, шорохом портьер, шелестом шёлковых платьев – теми звуками маскарада, которые создают фон для воспоминаний героя.

Вторая часть выстроена на и ассонансах («и», «у», «э»). Они передают состояние взволнованной нежности, тоски по прошлому.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» выражает один из основных мотивов всего лермонтовского творчества: мотив разочарования в ценностях светского общества.

В отличие от других поэтов-романтиков, рисующих сдержанные картины скучающего героя на фоне дворянских гостиных, Михаил Юрьевич со всей пылкостью своей души пытается достучаться до современников, напомнить им о лжи, в которую они погружают себя бездумным маскарадным существованием.

 

18. Актуальность

Произведение Лермонтова очень актуально. Человечество всё сильнее вовлекается в круговорот внешней успешности. Все хотят не быть, а казаться. Мир становится похожим на грандиозный маскарад.

Увлекаясь внешней игрой, мы забываем о самом главном. Любовь, чистота, семейное тепло, наша малая родина многим кажутся чем-то смешным. Многие стесняются своего прошлого, если оно не было блестящим.

Необходимо сохранять свою неповторимость, помнить о том, что приносит радость душе, а не телу.

 

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова заставило меня задуматься над тем, что часто мы радуемся совсем не тому, что на самом деле важно.

Например, в Новый год из телевизора на нас смотрят хорошо одетые знаменитости, а мы сидим и обсуждаем их, не отрывая глаз от экрана. Вместо этого мы могли бы выключить телевизор, посмотреть в глаза друг другу, поговорить, поиграть в семейные игры. Простые радости общения намного важнее блестящей мишуры.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит видеть за внешней стороной событий подлинное и прекрасное внутреннее содержание. То, в чём нет души, тепла, любви, является мёртвой оболочкой, даже если это красивое лицо или богатая одежда. Нужно искать во всём духовную красоту и душевное богатство.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.