Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.

Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.

Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.

Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.

Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.

 

2. Литературное направление

Стихотворение «Пророк» относится к романтическому литературному направлению.

 

3. Род

Стихотворение можно отнести к философской лирике.

 

4. Жанр

Жанр – лирическая исповедь. Это лирическое стихотворение, в котором прослеживаются библейские мотивы.

 

5. Проблематика

Автор пытается проанализировать извечную проблему противостояния духовного и низменного в человеческой натуре.

 

6. Тематика

В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.

Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.

Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.

 

7. Идея

Лермонтов продолжает пушкинскую тему о роли и предназначении поэта, его признании обществом.

Также в противовес городу воспевается природа, как более комфортная среда для существования человека.

 

8. Пафос

Романтичные стихи Лермонтова чаще всего грустны и даже пессимистичны.

Здесь же эмоциональный фон произведения становится пафосно-трагическим. Невозможность выполнить свою миссию делает пророка глубоко несчастным.

Некоторые критики считали, что поэт предчувствовал свою скорую кончину и называли это стихотворение пророческим.

 

9. Система образов

Художественные образы представлены в классической традиции. Образ лирического героя произведения, одинокого пророка, противопоставляется образу враждебной толпы.

Образ природы передан описанием пустыни, которая более благосклонна к пророку, чем человеческое общество. Пустыня позволяет ему жить, и всякая тварь земная в ней покорна пророку, там даже звёзды слушают его проповеди, «лучами радостно играя».

 

10. Центральные персонажи

Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.

Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.

Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.

 

11. Лирический герой

Лирический герой – смертный, по воле Бога ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль, – роль человека, несущего людям правду, – за что подвергается насмешкам и преследованиям со стороны сообщества, которое не верит его пророчествам.

 

12. Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.

Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.

Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».

Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.

Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

 

13. Композиция

Произведение состоит из семи строф и композиционно делится на три части.

  • Из двух первых четверостиший читатель узнаёт о ниспосланном герою пророческом даре и о крайне негативной реакции толпы на его проповедь «любви и правды».
  • В двух следующих строфах показана его отшельническая жизнь в пустыне.
  • В трёх заключительных строфах описывается отношение толпы к пророку и то, как он выглядит в глазах своих современников.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано высоким стилем, который придаёт ему звучание библейской притчи. Чтобы добиться этого, поэт использует старославянскую и библейскую лексику: град, старцы, судия, всеведенье, уста, глава, очи, тварь земная, дар божий, пророк, завет и другие.

 

15. Размер, рифма, строфика

«Пророк» написан четырёхстопным ямбом и пиррихиями.

Поэт использует чередование мужской и женской рифм.

В шести строфах используется перекрёстная рифмовка (АБАБ), в заключительном четверостишии – опоясывающая (АББА).

 

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.

Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.

Сравнение: “как птицы”

Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.

Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.

Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.

В двух последних четверостишиях используется также инверсия.

Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.

 

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в творческом багаже Лермонтова.

Невозможно не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, – писал критик, – какая страшная энергия выражения!»

 

18. Актуальность

Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.

Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.

Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.

 

19. Моё отношение

Нельзя не восхищаться поэтом и его произведением. В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

 

20. Чему учит произведение

«Пророк» учит нас прислушиваться к окружающим и пытаться их понять. Учит проявлять сочувствие и, в какой-то степени, учит также мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.