Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия»

 

1. История создания

Точная дата создания произведения неизвестна. Считается, что оно было написано перед очередной ссылкой в 1941 году.

Царское правительство, обвинив М.Ю. Лермонтова в участии в дуэли, нашло повод для того, чтобы избавиться от неудобного поэта.

Ссылка на Кавказ, где шли военные действия, была равносильна смертному приговору. Предчувствуя гибель, М.Ю. Лермонтов прощается с Россией.

Через несколько месяцев его не стало.

 

2. Литературное направление

Структура и идейное содержание стихотворения соответствует переходному периоду в творчестве поэта от романтизма к реализму.

Трагические ноты, разлад с окружающей действительностью — признаки романтического направления. Исторические детали, критическая направленность — соответствуют реалистическому направлению.

 

3. Род

Произведение представляет собой лирическое произведение, содержащее монологическое высказывание поэта.

 

4. Жанр

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» — яркий образец гражданской лирики поэта, в котором присутствуют элементы политической эпиграммы.

 

5. Проблематика

Короткое произведение сумело отразить несколько важных общественных проблем:

  • негативные последствия крепостного права, превращающего русский народ в послушных рабов;
  • неограниченная власть жандармов, лишающая человека свободы и независимости;
  • любовь к Родине и ненависть к угнетателям;
  • мечты о свободной счастливой жизни.

 

6. Тематика

Основная тема стихотворения — осуждение существующего в России режима.

Жизнь в «стране рабов, стране господ» полна унижений и обид. Обвинительная речь поэта обращена не только правящему классу, но и покорному, рабски преданному народу.

Ссылка на Кавказ, по мнению автора, является избавлением от постоянной слежки, «всевидящего глаза» жандармов.

 

7. Идея

Строки стихотворения передают боль и переживания поэта за судьбу горячо любимой Родины. Лермонтов не может принять существующий политический порядок. Страна, где с молчаливого согласия царя правят жандармы, не достойна уважения благородного и честного человека.

Всю силу своего возмущения поэт вкладывает в слово «немытая», которое становится синонимом лжи, коварства, угнетения. Россия должна отмыться от этих пороков и стать свободной, считает поэт.

 

8. Пафос

Каждое слово небольшого стихотворения наполнено чувством негодования, осуждения и горечи. Лермонтов понимает, что его преданность России не в состоянии изменить существующий порядок.

 

9. Система образов

Центральный образ России включает в себя ряд второстепенных персонажей. В первой строфе читатель видит обездоленный, рабски преданный народ, вездесущих жандармов. Любимая Родина превращается в «страну господ».

Во второй строфе возникает символический образ Кавказа, который является олицетворением вольной счастливой жизни.

Необычный образный ряд связывает воедино трагическое настоящее с надеждой на счастливое будущее.

 

10. Центральный персонаж

Центральным персонажем стихотворения является несчастная Родина поэта. Именно за нее болит душа у лирического героя.

«Немытая Россия» с неограниченной властью жандармерии и страдающим народом достойна иной счастливой участи и обновления.

 

11. Лирический герой

Лирический герой выражает чувства и мысли автора. Поэт вместе с ним испытывает горечь расставания с Россией, переживает боль за свой униженный порабощенный народ, клеймит беззакония и грезит о свободной жизни без «голубых мундиров».

Лирический герой — личность смелая, гордая и свободолюбивая.

 

12.Сюжет

В стихотворении «Прощай немытая Россия» нет привычной сюжетной линии.

Однако под статичным описанием чувств поэта скрывается целая история жизни человека и страны. Сюжетная линия скрыта от глаз читателя, но она незримо присутствует в каждом слове.

Трагические события прошлого (несчастная любовь, неприятности на службе, преследования власти), боль настоящего (тяжело покидать родные места) и надежды на будущее (на Кавказе он избавится от постоянного надзора и слежки) слились воедино в восьми строках стихотворения.

 

13. Композиция

В основе композиции произведения, состоящего из двух четверостиший, лежит противопоставление (антитеза).

Описание удушающей обстановки в России сменяется картиной вольного Кавказа, где нет «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей».

Повествование ведется от первого лица. Читатель слышит голос лирического героя, который созвучен чувствам и мыслям автора.

 

14. Художественное своеобразие

«Прощай немытая Россия» — монологическое высказывание автора.

Главной художественной особенностью произведения являются лаконизм, риторичность и эмоциональная насыщенность текста стихотворения, которая доносится до читателя с помощью изобразительно – выразительных средств.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение включает в себя два четверостишия с перекрестной формой рифмовки (АБАБ).

Чередование мужской и женской рифмы придают строкам законченность и лаконичность.

Четырехстопный ямб выражает силу негодования поэта.

 

16. Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности передают гражданский пафос стихотворения.

Поэт употребляет яркие тропы:

  • эпитеты «немытая Россия», «преданный народ»;
  • гиперболы: «всевидящего глаза», «всеслышащих ушей»;
  • метафоры: «стена Кавказа»;
  • перифраз: «мундиры голубые».

 

Использует:

  • риторические обращения: «прощай, немытая Россия», «мундиры голубые», «преданный народ»;
  • книжную лексику: «сокроюсь», «господ», «рабов»;
  • прием противопоставления: «страна рабов, страна господ».

 

17. Значение стихотворения

Крамольное произведение, содержащее резкую критику государственной власти, не было опубликовано при жизни поэта, однако быстро приобрело широкое распространение и популярность среди свободомыслящих слоев населения России.

Стихотворение содержало скрытый призыв к активным действиям, выражало неудовлетворенность существующей государственной властью.

 

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова «Прощай немытая Россия» не утратило своей актуальности в современном обществе. Благодаря ему мы знакомимся с одним из сложных исторических периодов в истории нашей страны. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.

 

19. Мое отношение

Мне нравится это небольшое, но очень эмоциональное стихотворение великого поэта. В нем ощущается бунтарская душа Лермонтова, его непримиримая позиция к несправедливости, злу и насилию. Читая эти строки, понимаешь свою ответственность за судьбу страны, в которой родился и вырос.

 

20. Чему учит

Произведение Лермонтова учит преданности и патриотизму, воспитывает в человеке активную гражданскую позицию.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.