Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» написано в 1837 году. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения».

Это своего рода серенада любимой женщине М.Ю. Лермонтова – Екатерине Сушковой. Хотя у Лермонтова были и другие женщины, но эту юношескую любовь он пронес через многие года и хранил воспоминания о ней до конца жизни.

 

2. Литературное направление

Стихотворение было написано в период расцвета романтизма.

 

3. Род

По роду произведение относится к любовной лирике.

 

4. Жанр

Жанр – лирическое произведение с элементами послания.

 

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему безответной любви.

Чувства Лермонтова к возлюбленной так и остались неразделенными. Пятнадцатилетний юноша, признавшийся в любви молодой девушке через 4 дня, не был воспринят серьезно.

Встрече суждено было повториться через 5 лет. Девушка с теплотой отозвалась о поэте, призналась, что до сих пор хранит его послания, но отношения так и не сложились.

 

6. Тематика

Главной темой является трепетная любовь, которая с годами не проходит.

 

7. Идея

Лермонтов стремился показать, насколько сильна любовь. Если чувства настоящие, искренние, то они навсегда останутся в сердце.

Воспоминания о такой любви как свет, озаряющий жизнь и наполняющий радостью и теплом.

 

8. Пафос

Стихотворение проникнуто нотами грусти, печали.

В то же время поэт счастлив, когда смотрит на портрет девушки и вспоминает её милый лик: «Он душу радует мою». Любовь Лермонтова к Сушковой – это лучшее, что было в его жизни: «Бледный призрак лучших лет».

 

9. Система образов

Портрет – символ спокойствия, тоски и грусти. В то же время, в нем все воспоминания героя. Чувства оживают с новой силой при виде портрета. В романтичном образе девушки сокрыты самые нежные чувства поэта.

Образ храма теряет в стихотворении свою религиозную подоплеку. Во-первых, храм – это душа, где обитает любовь как божество. Во-вторых, этот образ можно разделить на 2 составляющие: божественность –возвышенные чувства; священная обитель – святость любви, вечная любовь.

 

10. Центральные персонажи

Центральных персонажа здесь два. Они выступают под местоимениями «Я» (Лермонтов) и «Ты» (Сушкова).

Между ними обстоятельства непреодолимой силы. Глагол «расстались» соединяет смысл послания в единое «мы». Разлука окончательна, но она не обоюдна. Со стороны поэта неосознанно делаются попытки удержать образ девушки, воспоминания о ней.

 

11. Лирический герой

Лирический герой – это сам М.Ю. Лермонтов. Тема любви у представителей романтизма тесно связана с личными переживаниями, которые они воплощают в лирическом герое своих произведений.

Исповедь поэта о прошлой любви пронизана горечью и тоской. Герой тоскует, но в то же время понимает, что ничего уже не вернуть. Времена меняются, и объект любви тоже стал другим. Поэтому все, что остается поэту, так это лелеять светлые воспоминания.

 

12. Сюжет

Сначала поэт рассказывает о том, что аккуратно у самого сердца хранит на груди портрет той, что украла его покой.

Долгие годы он испытывал чувства к девушке. При жизни Лермонтов носил нательный крест, а вместе с ним и медальон с портретом своей возлюбленной. Снял он его лишь единожды перед дуэлью, в которой погиб.

Лермонтов признает свою беспомощность, потому что не в силах забыть девушку. Никакие новые отношения не могу заменить её.

Однако любит он не нынешнюю светскую даму, которую интересуют балы и желание удачно выйти замуж, а ту беззаботную девчонку. Именно воспоминания о юной девушке греют душу. Изменившаяся Екатерина Сушкова не имеет ничего общего с той, которую он полюбил. Это совершенно другой человек.

 

13. Композиция

Композиционно стихотворение простое и можно разделить на 2 части. В каждой части по одной строфе в виде пояснительного предложения.

В первой части следует утверждение поэта, а потом он сам же поясняет. Сердце Лермонтова разрывается на части, он мечется и не знает, что делать дальше: отношения закончились, так и не начавшись, но продолжает хранить её портрет.

Вторая часть начинается с внутреннего конфликта лирического героя. Любовь прошлая еще не угасла, а новые эмоции не могут дать никакого удовлетворения. Нет радости на душе.

 

Кольцевая композиция позволяет поднимать одну и ту же тему несколько раз. Чувства лирического героя перемещаются из прошлого в настоящее, а потом наоборот: «Расстались мы» (прошлое), «но твой портрет я на груди моей храню» (настоящее); «Как бледный призрак лучших лет» (прошлое), «Он душу радует мою» (настоящее).

 

14. Художественное своеобразие произведения

Драматизм текста создается за счет контраста «расстались – храню», «новые страсти – не мог разлюбить».

Аллитерация на «ст» (расстались, страстям, оставленный) и «пр» (портрет, призрак, преданный) показывают, насколько остры чувства поэта, передают лирическую напряженность стихотворения.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» написано четырехстопным ямбом с использованием мужской рифмы.

Рифма – перекрестная (АБАБ).

 

Первой строфе свойственен спокойный и плавный ритм. На фоне теплых воспоминаний поэт испытывает внутреннее чувство радости.

При переходе ко второй строфе ритм ускоряется. Здесь бушуют яркие краски, сильные чувства. Эмоциональный фон усиливается за счет слов «страсть», «храм», «кумир», «не мог разлюбить».

 

В поэтическом тексте чередуются длинные нечетные и короткие четные строки. Количество фонем в каждой строке варьируется. Семантическое ядро выражено в словах: твой портрет и бог.

 

16. Средства художественной выразительности

Поэтический текст богат художественными приемами.

Поэт прибегает к ярким эпитетам «храм оставленный», «бледный призрак», «кумир поверженный», «новые страсти». Они передают всю глубину чувств и эмоций, терзающих душу поэта.

В эпитетах заключены сравнения: «кумир поверженный — все бог», «как бледный призрак». Оба приема дополняют друг друга и усиливают воздействие на восприятие читателя.

Метафора «портрет…душу радует мою» усиливается с помощью повтора слова храм. Так, Лермонтов показывает, насколько искренними могут быть чувства, которые он бережет как святое святых.

 

17. Значение произведения

По мнению исследователей, любовная лирика Лермонтова отличается тем, что поэт стремится не столько воспеть самую любовь как чувство, сколько показать любящего «я» и этапы состояния влюбленного человека до и после расставания.

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» – яркий тому пример. Поэт передает свои философские размышления, переживания, отношение к окружающей действительности, вызванное светлым чувством.

Лермонтов вводит новую схему любви – схему невозможности контакта. Со стороны лирического «ты» – это обман, насмешка над чувствами, непонимание.

 

18. Актуальность

Люди любили, любят и будут любить, поэтому данное стихотворение будет актуально во все времена.

Лермонтов хотел показать, что настоящее глубокое чувство никогда не проходит.

 

19. Мое отношение

Прочтение стихотворения вызывает только тёплые эмоции. Лирическому герою хочется посочувствовать. Несмотря на отказ или разрыв отношений воспоминания о человеке оставляют светлые чувства.

 

20. Чему учит

Нужно помнить, что любовь – это дар и его нужно оберегать. Это искреннее и одухотворяющее чувство. Любящий человек испытывает радость, и наполняет себя теплом и глубоким смыслом жизни.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.