Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 году и опубликовано через год в журнале «Отечественные записки».

Лермонтов берёт за основу одну из тем, озвученных Пушкиным в «Подражании Корану», но переиначивает изначальный смысл пушкинской притчи.

В отличие от героев Пушкина, торжествующих праздник жизни, его персонажи утверждают смерть и разрушение.

 

2. Литературное направление

«Три пальмы» – романтическое произведение. На это указывают его тема и жанр, а также природа конфликта, заложенного в сюжете.

 

3. Род

Это стихотворение представляет собой образец философской лирики, построенной на символах.

 

4. Жанр

«Три пальмы» Лермонтова – это романтическая баллада.

 

5. Проблематика

Поэт касается проблемы человеческой гордыни и неблагодарности.

Воспользовавшись прохладной тенью оазиса, путники уничтожили деревья, навсегда лишив благословенное место его красоты.

 

6. Тематика

Основная тема произведения – жестокость в обращении с природой и миром.

 

7. Идея

Аравийская пустыня олицетворяет библейский рай, а караван – Адама и Еву, не сумевших насладиться его тишиной и покоем.

Подобно первым людям, пришедшие караваном нарушают гармонию оазиса. Они не просто покидают его, но и несут с собой смерть. Три пальмы, мечтавшие послужить людям, гибнут от их неблагодарности.

 

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и разочарование, вызванные жестоким, немилосердным поведением людей.

 

9. Система образов

Центральный в произведении образ трёх пальм можно трактовать по-разному. Это и союз трёх категорий прекрасного (Истина, Добро, Красота) и христианская Троица, и триединство разума, души, тела. Они олицетворяют изначальный гармоничный союз, созданный Творцом.

Образ пустыни контрастирует с образом оазиса. Эти два пространства символизируют жизнь и смерть. Образ каравана, расположившегося на отдых под пальмами, в обобщённом виде рассказывает историю человеческого рода.

 

10. Центральные персонажи

Основные персонажи стихотворения – пальмы и караван.

Пальмы росли, не зная горечи, но затосковали о своей ненужности, решив послужить земным практическим целям. Люди не оценили своего счастья и срубили их, чтобы разжечь костры.

Из этого непонимания одних другими вырастает конфликт высокого и низкого, благородного и неблагодарного.

 

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении не появляется, но его присутствие «за кулисами» происходящего различимо. Ясно чувствуется авторская оценка происходящего: гнев, осуждение, разочарование.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает три пальмы, благоухающие в оазисе у родника посреди пустыни. Их благоденствие нарушается сомнением: правильно ли они живут, если никому не могут принести радости.

Волей Всевышнего в оазис входит караван. Арабы в белых одеждах жадно пьют хрустальную воду, отдыхают в тени пальм. С рассветом они срубают стволы деревьев, чтобы обогреть себя теплом костра. Они без благодарности принимают жертвенность пальм и навсегда уничтожают первозданный уголок земли.

 

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

В первой части описаны мирные дни жизни пальм. Это – завязка произведения.

Развитие действия начинается со строчки «И стали три пальмы на бога роптать». Здесь намечено начало конфликта. Если бы пальмы не возроптали, их не постигла бы кара.

Во второй части стихотворения описан приход каравана. Кульминация намечена в трёх первых строках 8-й строфы.

Далее следует развязка: гибель пальм и умирание оазиса.

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения живописен, богат образными подробностями. В нём преобладают глаголы, задающие динамику действия.

Балладный ритм и композиция придают речи рассказчика плавность, размеренность.

Синтаксис богат сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями с придаточными определениями и обособленными обстоятельствами. Это говорит о богатстве сюжета, разнообразии мотивов, панорамности изображения.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано амфибрахием с мужскими рифмами.

В 10 строфах, представляющих собой шестистишия, рифмы располагаются следующим образом: ААББВВ. Такая рифмовка называется секстиной.

60 строк произведения вмещают в себе развёрнутый сюжет и вписываются в объём классической баллады.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «гордые пальмы»; «роскошные листья», «песок золотой», «пепел седой и холодный»;
  • олицетворения: «щедро ручей напоил их», «не шепчутся листья с гремучим ключом», «приветствуют пальмы нежданных гостей», «умчался туман»;
  • метафора: «питомцы столетий» (о пальмах), «изрублены были тела их потом» (о стволах пальм);
  • антитеза: «пустыня – оазис», «жизнь – запустение».

С помощью аллитераций на «с», «ш», «щ», «ч» поэт передаёт шёпот песка в пустыне, шорох листвы.

Ассонансы «о», «э», «у» передают эмоцию тоски, сожаления, горечи.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Три пальмы» — горький итог размышлений Лермонтова над неблагодарной беспечностью человеческого рода. Одиночество поэта во многом было обусловлено этой стороной поведения людей.

Конфликт божественного и человеческого в мире выразился в истории-притче о недальновидности путника и напрасной жертве.

 

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова не теряет своей актуальности. Сегодня идею неблагодарности можно рассматривать в русле экологической проблемы, которая является глобальной. Мы своими руками убиваем природу, лишаем планету лесов и рек, не думая о том, в каком виде она достанется нашим детям и внукам.

Но речь не только об отношении к природе. Ещё страшнее то, как своей жестокостью люди убивают друг друга. Дети пользуются родителями до самой их смерти, начальники используют дешёвый труд подчинённых. Это неблагородно – все должны жить по законам любви и согласия.

 

19. Моё отношение

Я разделяю горечь Лермонтова и понимаю, что его плач о погубленных деревьях – плач о грехопадении человека. Если бы мы жили честно и справедливо, в мире стало бы меньше зла, и от наших дел не страдали бы те, кто не может сам за себя постоять.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Три пальмы» учит бережному отношению ко всему, что создано природой: другим людям, животным, деревьям, родникам. Нужно относиться ко всем с любовью и доверием, тогда это будет взаимно.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.