Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Я не люблю тебя…» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Я не люблю тебя; страстей…» написано в 1834 году под впечатлением знакомства с Екатериной Сушковой, юношеской любовью Лермонтова.

Признавшись ей в своём чувстве в 1830 году, шестнадцатилетний поэт был осмеян юной красавицей, за что затаил на неё чувство обиды. Через четыре года, после встречи в Москве, Лермонтов с удивлением обнаружил, что образ девушки до сих пор волнует его, и написал стихотворение, в котором попытался проанализировать свои чувства.

Нужно сказать, что поэт осуществил план мести за попранное чувство. Он влюбил в себя Сушкову, чем расстроил её намечающееся замужество и скомпрометировал в глазах общества. Готовой на любые жертвы Екатерине Мишель холодно сообщил, что больше не любит её и никогда не любил.

Так или иначе, память о девушке не покидала Лермонтова. Медальон с её портретом он носил до самой своей смерти вместе с нательным крестом.

Данное стихотворение относится к «сушковскому» циклу лермонтовского творчества и вместе с другими произведениями повествует об одном из самых значимых романов в жизни поэта.

 

2. Литературное направление

Стихотворение «Я не люблю тебя…» — образец романтического творчества.

 

3. Род

Это лирическое произведение, авторская исповедь, в которой все чувства переданы от первого лица.

 

4. Жанр

Стихотворение «Я не люблю тебя…» — романтическая элегия, в которой любовное признание обретает форму жалобы.

 

5. Проблематика

Стихотворение «Я не люблю тебя…» касается проблемы человеческих отношений, сложных законов сердечной памяти, которая продолжает хранить те или иные образы, вопреки голосу разума.

 

6. Тематика

В произведении затронута тема любви и верности. Автор размышляет о том, что даже угасшее чувство может иметь над человеком священную власть.

 

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что первое сильное чувство остаётся в памяти человека навсегда. Несмотря на новые увлечения, волнующий образ юных лет продолжает оставаться для большинства из нас святыней.

 

8. Пафос

В стихотворении есть рефлексия человека, удивлённого происходящим.

Честный самоанализ показывает, что чувство не умерло до конца, несмотря на то, что в первых строках заявлено обратное.

 

9. Система образов

Образы любящего и любимой вписаны в пространство заброшенного храма, что говорит о некой тайне, священнодействии. Поэт сравнивает возлюбленную с поверженным кумиром, значит, этот храм, скорее всего, языческий, античный.

Сама любовь, от которой остался лишь образ, напоминает статую – окаменевший слепок реального лица. Но и в анфиладе романтических грёз скрыта чудная сила, не дающая герою забыть героиню. На этом держится любовная интрига произведения.

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: безымянная героиня и лирический герой. В настоящем их ничего не связывает. Автор подчёркивает это отрицанием: «Я не люблю тебя…».

Однако прошлое всё ещё имеет власть над ними, не давая одному забыть другую. «Промчавшийся сон» первого чувства остаётся в душе незабвенным воспоминанием.

 

11. Лирический герой

Лирический герой использует маску: первая и вторая строки словно загораживают его от той, которая причинила ему столько страданий. Он начинает с горьких слов нелюбви, словно расплачивается с девушкой той же мелкой монетой, которую получил от неё.

Однако за этой словесной «пощёчиной» следует истина: «Другим предавшися мечтам, // Я всё забыть его не мог…».

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения укладывается в одну строку: герой сообщает героине, что больше не любит её, но, несмотря ни на что, как святыню, хранит память об их чувстве.

 

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Текст состоит из восьми строк, не разбитых на строфы.

В первом четверостишии имеется завязка, во втором – развязка. Две последние строки содержат вывод: «так храм оставленный – всё храм, // Кумир поверженный – всё бог…»

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения соответствует стилю эпистолярных признаний. Такие слова, как «люблю», «мук», «страстей» вписываются в жанровый канон.

Индивидуальность послания передаёт напряжённый лермонтовский синтаксис. Весь текст заключён в одно сложносочинённое предложение. Для поэта важно передать свою мысль единым потоком, на одном дыхании, «выпалить в лицо» прекрасной обидчицы горькую и нежную правду.

Признание завершается восклицательным предложением, передающим наивысшую точку эмоционального накала.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием мужских окончаний. Это делает ритмический рисунок резким, выверенным, а интонацию автора – нарочито сдержанной.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст содержит в себе 1 строфу-восьмистишие.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются метафоры: «храм оставленный» (с ним сравнивается прежнее чувство), «кумир поверженный» (бывшая возлюбленная), «прежний сон» (былая любовь»).

Олицетворение «прежний сон… умчался» передаёт живой образ человеческой судьбы в её динамичности.

С помощью аллитераций («н», «л», «б», «ст», «р») поэт передаёт внутреннее напряжение, взволнованность, противоречивость своих чувств.

Ассонансы с «э», «у», «а» раскачивают маятник смысла от ненависти к любви, вместе с мелодией строк меняя восприятие их содержания.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Я не люблю тебя; страстей…» стало новым словом в русской любовной лирике. Лермонтов показал сложность человеческих отношений, неоднозначность таких понятий как «любовь» и «нелюбовь». Он коснулся темы памяти и на собственном примере поведал миру о чувствах, остающихся в душе вопреки законам забвения.

 

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова не потеряло актуальности. Несмотря на то, что сейчас не принято говорить о чувствах всерьёз, каждому хочется хотя бы раз полюбить на всю жизнь и остаться в чьём-нибудь сердце навечно.

 

19. Моё отношение

Стихотворение «Я не люблю тебя…» очень близко мне. Я понимаю автора всей душой. Когда понимаешь, что человек не заслуживает хорошего отношения, так хочется сказать ему горькие слова равнодушия и презрения. Но сердце сильнее разума. Ты можешь говорить всё, что угодно, а сам при этом любишь и помнишь, как прежде.

 

20. Чему учит

Лермонтов напоминает нам о том, что сердце живёт собственной богатой жизнью и к нему нужно прислушиваться. Если оно по какой-то причине не может забыть человека, нужно с уважением отнестись к памяти прошлого, а былую боль постараться превратить в свет.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.