Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» по плану

 

1. История создания

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою» основывается на реальных фактах биографии поэта.

Оно было создано в 1832 году после неудачного романа с Натальей Ивановой.

Девушка оказалась легкомысленной особой. Надежды молодого поэта на взаимность — призрачной мечтой.

Стихотворение увидело свет спустя два года после гибели М. Ю. Лермонтова, в 1859 году.

 

2. Литературное направление

Тема любви и ненависти, яркие чувства и глубокие переживания, возвышенный стиль изложения («не властен над моей душою», «я не соделаюсь рабом», «готов на смерть и муку») соответствуют романтическому литературному направлению.

Реальные жизненные обстоятельства, которые легли в основу сюжета, вносят элементы критического реализма.

 

3. Род

Стихотворение относится к роду лирики.

 

4. Жанр

Стихотворение относится к жанру любовного лирического послания — элегии.

Оскорбленный и разочарованный в любви поэт, обращаясь к возлюбленной, обвиняет ее в коварстве и обмане.

 

5. Проблематика

В своем стихотворении поэт пытается решить несколько важных для человечества проблем:

  • влияние неразделенной любви на характер и судьбу человека;
  • легкомыслие и непостоянство светских красавиц;
  • несоответствие идеальных представлений о любви в реальности.

 

6. Тематика

Основная тема стихотворения — рассказ о чувствах разочарованного в любви юноши. «Ангел» оказался ветреной кокеткой, «нежные обещания» — пустыми словами.

 

7. Идея

Основная идея произведения — донести до читателя боль человека, разочаровавшегося в любви.

Любовь для лирического героя была «надеждой юных дней». Ради нее он «целый мир возненавидел», а чувство оказалось ложью и притворством.

Чистая душа поэта не выдерживает такого испытания. Он становится другим. «Начну обманывать безбожно, чтоб не любить, как я любил», — восклицает он.

 

8. Пафос

Стихотворение «К…» — обвинительная речь обманутого влюбленного. Поэтому в нем звучит пафос негодования с нотками разочарования и сарказма.

 

9. Система образов

В стихотворении два главных действующих персонажа: лирический герой и его возлюбленная.

С образом поэта читатель знакомится лично. Из его уст узнает историю несчастной любви. Образ вероломной кокетки вырисовывается из монолога лирического героя.

Второстепенных героев в произведении нет.

 

10. Центральные персонажи

Центральным героем стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» является влюбленный поэт, который жертвует самым дорогим, творчеством и вдохновением, ради любимой. «Быть может, те мгновенья, что протекли у ног твоих, я отнимал у вдохновенья», — говорит он девушке.

Ее любовь оказалась иллюзией, обещание — ложью. Но лирический герой — человек гордый и сильный. «Я не унижусь пред тобою», — обращается он к бывшей возлюбленной.

Он сожалеет о том, что поддался очарованию ветреной кокетки и потратил на нее драгоценное время, которое мог бы посвятить творчеству.

 

11. Лирический герой

Чувства лирического героя созвучны переживаниям автора. Стихотворение автобиографично. Судьба лирического героя повторяет события из жизни М. Ю. Лермонтова.

Молодой талантливый поэт отрекается от своего предназначения, живет и дышит мыслями о любимой девушке. Отношения заканчиваются разрывом по вине красавицы.

Строки стихотворения повествуют о неудачном романе М. Ю. Лермонтова с Н. Ивановой.

 

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения вырисовывается из монолога лирического героя, который обращается к бывшей возлюбленной. Из его воспоминаний мы узнаем о том, как сильно и преданно юноша любит свою избранницу.

«Я целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней», — рассказывает он.
Но читатель с первой строки понимает, что роман не имел продолжения.

Сюжетная линия произведения построена на описании чувств и переживаний лирического героя. Все уже случилось: любовь, измена, разочарование, боль.

От строки к строке меняется настроение поэта. От упреков в адрес любимой («Знай, мы чужие с этих пор») он переходит к сожалениям об утраченных возможностях («Я дал бы миру дар чудесный»).

Затем пытается взять себя в руки, возрождая чувство собственного достоинства («Я не соделаюсь рабом»).

В финале стихотворения лирический герой планирует свое будущее. Чтобы справиться с душевной болью, мечтает уехать в чужие края, наслаждаться и «обманывать безбожно». Он больше не верит в любовь.

 

13. Композиция

Основным приемом построения стихотворения является противопоставление:

  • искренней любви противопоставляется коварное вероломство;
  • местоимению я — местоимение ты;
  • идеальному облику возлюбленной — истинное лицо светской красавицы («зачем ты не была сначала, какою стала наконец»);
  • верности и поклонению любимой («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам») — непостоянство («и в страсти буду клясться всем»).

 

14. Художественное своеобразие произведения

Художественное своеобразие стихотворения связано с приемом градации.

Взволнованность автора постепенно нарастает, выливаясь к финалу в реплику, наполненную негодованием и возмущением: «Такой души ты знала ль цену? Ты знала — я тебя не знал!».

Текст стихотворения наполнен восклицательными предложениями, риторическими вопросами, которые передают эмоциональный накал произведения. Отсутствие привычного деления на строфы помогает читателю, не отрываясь следить за авторской мыслью.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Я не унижусь пред тобою…» воспринимается как единый непрерывный монолог поэта, потому что не делится на отдельные строфы.

На протяжении всего произведения используется четырехстопный ямб и перекрестная рифма (АБАБ).

Создается впечатления непрерывности высказывания.

 

16. Средства художественной выразительности

Основную идею стихотворения помогают передать средства художественной выразительности:

  • сила чувств выражается яркими эпитетами («мыслию небесной», «дар чудесный», «коварную измену»);
  • напряженность ситуации — необычные метафоры («привет…, укор не властны над моей душою», «душу отдавал», «пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам»);
  • глубина страданий выражается гиперболами («целый мир на битву звать», «в страсти стану клясться всем», «целый мир возненавидел»);
  • общечеловеческую значимость — образы символы (ангел, душа, бессмертие).

 

17. Значение произведения

Стихотворение занимает важное место в любовной лирике М. Ю. Лермонтова. Внимательно вчитываясь его строки, можно многое узнать о личности поэта, понять его характер, узнать интересные факты о жизни и любви.

 

18. Актуальность

Поэзия М. Ю. Лермонтова остается современной и востребованной во все времена.

В его стихах поднимаются вечные вопросы нравственности, любви, человеческого достоинства. Именно об этом говорится в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…».

 

19. Мое отношение

Читая строки стихотворения Лермонтова, я искренне завидовала поэту. Не каждому дано умение так сильно и искренно любить. Несмотря на то что любовь закончилась разочарованием и обидой, испытать подобное чувство — это настоящее счастье.

 

20. Чему учит

Произведение великого поэта учит нас быть сильными и гордыми. В любой, даже самой сложной ситуации не стоит терять чувство собственного достоинства и унижаться, нужно пытаться найти достойный выход.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.