Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали» написано в 1832 году в период раннего творчества М.Ю. Лермонтова.

Поэту 18 лет, и по настоянию бабушки он вынужден покинуть Москву, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Лермонтов еще не знает, что расставание со своей любимой — Варварой Лопухиной, а также со всеми близкими друзьями станет для него тяжелым испытанием.

В нем еще живы оптимистичные ноты, и он смотрит на перемены как на разумную плату за писательский дар. В результате на свет появляется стихотворение «Я жить хочу».

 

2. Литературное направление

Стихотворение относится к романтизму.

 

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

 

4. Жанр

Стихотворение создано в жанре философской лирики.

 

5. Проблематика

Лермонтов поднимает проблему собственного безразличия, которое наступает, когда человеку становится скучно, и он пресыщается жизнью.

 

6. Тематика

Главная тема стихотворения – судьба поэта и поэзии в обществе.

 

7. Идея

Лермонтов хотел показать, откуда он черпает источник вдохновения. Для него движущей силой являются страдания и печаль. Радость, любовь и счастье его не вдохновляют:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

 

8. Пафос

Эмоциональный тон всего стихотворения задается с первых строчек стихотворения: «Хочу печали любви и счастию назло».

Только сильная, эмоциональная сердечная боль может заставлять поэта творить литературные шедевры. Спокойная жизнь, наполненная положительными моментами, может быстро надоесть и привести к равнодушию. Тогда поэт станет бесплодным как художник. Этого Лермонтов боится больше всего.

 

9. Система образов

В стихотворении четко вырисовывается образ океана. Океан – это судьба поэта, полная бурных и волнительных событий.

Водной стихии Лермонтов противопоставляет «спокойствия туман».
Действительно, поэту кажется его будущее туманным, так как размеренная жизнь его мало трогает.

В тоже время океан «даром славы не берет». Другими словами, успех просто так не дается. Путь поэта – это сложный, тернистый путь, полный противоречий.

 

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж — поэт.

Лермонтов разрешает взглянуть в самую глубину своей души. Поэт говорит, что размеренная жизнь и отсутствие перемен делает его слабым. Ему нужна буря, его сердце требует перемен.

 

11. Лирический герой

Лирического героя воплощает сам М.Ю. Лермонтов. Лирический герой обозначен местоимением «он», за которым стоит сам поэт.

Жизнь творца неполноценна, если в ней нет душевных страданий. Ни один здоровый человек не станет заниматься бичеванием своей души, тянуться к страданиям.

Однако поэты – это представители определенной формации внутреннего мира. Путь у них всегда страдальческий, так как вступают в конфронтацию с обществом, бросают вызов.

 

12. Сюжет

Стихотворение начинается с того, что поэт говорит о желании оставить светское общество, представителей которого он считал прожигателями жизни.

Мысли Лермонтова резко отличаются от его окружения. Он хочет печали. Только такое состояние он считает продуктивным.

Дальше Лермонтов делиться личными переживаниями, сокровенными мыслями бунтаря. Таковым и был поэт. «И что без бури океан?» — таков удел бунтаря, не желающего идти на компромисс с устоявшимися взглядами и традициями.

Автор придерживается позиции, что истинный труд и успех достигается потом и кровью через многие страдания. Тогда они будут наполнены глубоким смыслом: «Он даром славы не берет».

 

13. Композиция

Композиция стихотворения – тематическая, последовательная.

Композиционно делится на 2 части. Первая часть состоит из первых 6 строк, где Лермонтов говорит о своем желании:

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;

 

Затем автор плавно переходит от одной мысли к другой, где выражает свое отношение к жизни поэта. Это вторая часть:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
10 Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение начинается с эмоционального возгласа «Я жить хочу!». Уже вначале поэт заявляет о желании жить полноценно. Мотив печали усиливается за счет созвучных гласных «о» и «а».

Лермонтов вводит в текст тропы для усиления страданий лирического героя.

Лермонтов вводит анафоры. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Трижды поэт использует местоимение «он», чтобы подчеркнуть значимость качеств художника-творца:

Он хочет жить ценою муки,
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

 

15. Ритм, рифма, строфика

Чувство возвышенности в стихотворении создаётся за счёт классического размера стихотворения для лирических произведений Лермонтова — четырехстопного ямба.

В результате, стихотворение звучит как марш.

Рифма стихотворения – перекрестная (АБАБ), женская рифма чередуется с мужской.

 

16. Средства художественной выразительности

В этом произведении художественных средств выразительности не так много, но все они разноплановы.

Стихотворение построено на сопоставлении. Так, поэт проводит параллель между разными понятиями с единым смыслом:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

Страдания сравниваются с бурей, океан — с душой, над которым собираются тучи. Подобно тучам, которые никак не успокоятся и волнуют водную стихию, негативные эмоции никак не утихнут. Но именно такой ценой можно быть по-настоящему талантливым.

Архаизм «чело» позволяет сравнить поэта со святыми мучениками. Здесь

Лермонтов вводит метафору «любовь и счастие сгладили чело». Другими словами, два этих состояния расслабляют, заставляют не думать, не беспокоиться.
То же значение передают метафоры: «туман спокойствия» и «мой ум избаловали».

Метонимия «насмешкам света» характеризует светское общество, дворянскую элиту. А под олицетворением «неба звуки» идет речь о таланте поэта.

В поэтическом тексте также использованы анафоры. Повтор местоимения «он» делает акцент на образе поэта. Повтор слова «что» усиливает вопросы.

 

17. Значение

Стихотворение имеет большое значение для потомков, так как оно точно описывает душевное состояние поэта на его творческом пути.

Автор приглашает читателя прогуляться по закоулкам своей души, открывает перед нами свой противоречивый и трагический внутренний мир. Благодаря этому произведения мы знаем, что поэт проживал свою жизнь как боец, заплатив высокую цену в виде душевных страданий.

 

18. Актуальность

Данное произведение не теряет актуальности, ведь многие люди до сих пор занимаются творчеством и черпают вдохновение в сильных негативных переживаниях.

Зная печальную историю жизни поэта и его трагической гибели, мы можем сделать определенные выводы относительно верности выбранной стратегии. Возможно стоит присмотреться к более позитивным источникам вдохновения, которые не будут оказывать негативный эффект на нашу жизнь.

 

 

19. Мое отношение

Прочитав данное стихотворение, я задумался(-ась) о том, какими тяжелыми могут быть творческие поиски и какими ранимыми могут быть творческие люди. Думаю, мы могли бы быть более внимательными к близким людям, которые создают нечто новое и прекрасное.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит уважительно относиться ко всем творческим людям и их работам, ведь в каждое творение они вкладывают свою душу и свои эмоции.

Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткая биография Лермонтова для детей 3 класса
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.