Краткий анализ стихотворения «На холмах Грузии…» по плану
1. История создания
Cогласно дате на черновике стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла», оно было написано 15 мая 1829 года, а впервые увидело свет в альманахе «Северные Цветы» в 1930 году.
Дочь генерала Н.Раевского, Мария Волконская, считала, что в стихотворении поэт обращается к ней, поскольку именно в неё он был влюблён во время своего предыдущего путешествия по Кавказу с семьёй Раевских.
На это намекают и строки, не вошедшие в окончательный вариант стихотворения: «Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь».
Но существует и другое мнение.
Перед тем, как отправиться 1 мая на Кавказ, в апреле 1829 года Пушкин через приятеля, графа Ф.Толстого, сделал предложение юной Наталье Гончаровой. Отказа не последовало, но и согласия он не получил – мать считала что её шестнадцатилетняя дочь ещё слишком молода для замужества.
Возможно, неопределённость в решении этого вопроса и породила ту светлую печаль, которая подтолкнула поэта к написанию этого шедевра.
2. Литературное направление
«На холмах Грузии…» относится к реализму. И чувства героя, и описание пейзажа в произведении реальны.
3. Род
Род произведения – лирика.
Автор погружает читателя в чувственный мир своего лирического героя.
4. Жанр
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» можно отнести к жанру элегия, поскольку его главная эмоциональная составляющая – грусть, светлая печаль.
5. Проблематика
Проблематика произведения – творческое осмысление сложного чувства, которое переживает лирический герой.
Здесь и ощущение одиночества, невозможности быть рядом с любимым человеком, и прямо высказанное чувство любви, – «печаль моя полна тобою», «И сердце вновь горит и любит – оттого, / Что не любить оно не может».
6. Тематика
Тема любви – главная тема произведения.
Перед героем открывается необычная для городского жителя картина горного Кавказа. Тёмная южная ночь, шум быстрых вод реки Арагвы, – романтический пейзаж пробуждает любовные чувства героя.
Его мысли о той, которую он любит, ему грустно от того, что её нет рядом. Но печаль его «светла», разлука «не мучит, не тревожит».
7. Идея
Идея этой элегии выражена в завершающих стихотворение строках: сердце не может жить без любви.
8. Пафос
Эмоциональная насыщенность стихотворения, его эмоциональный посыл – светлая грусть и потребность молодого человека в любви и понимании.
9. Система образов
Зрительные образы («холмы Грузии», «ночная тьма») и слуховые («шумит Арагва») рисуют картину южной природы, на фоне которой выражает свои чувства поэт.
Образ любимой женщины показан через чувства лирического героя. Для него она прекрасна.
10. Центральные персонажи
Главный герой – молодой человек, волею судьбы оказавшийся на Кавказе.
Второстепенный персонаж – безымянная женщина, о которой думает, к которой обращается молодой человек.
11. Лирический герой
Лирический герой – это сам автор.
Недаром повествование ведётся от первого лица, это позволяет ему наиболее полно раскрыть свои чувства.
12. Сюжет
Быстро павшая на холмы кавказских предгорий южная ночь застаёт лирического героя на берегу горной реки.
Экзотический кавказский пейзаж вызывает в памяти образ далёкой и дорогой женщины. В его душе возникает грусть, печаль, но чувства эти не давящие, а тёплые, лёгкие, возвышенные.
Лирический герой отдаётся во власть внезапно возникшего настроения, воспоминаний, говорит о своей любви.
13. Композиция
Композиционно стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который состоит из двух частей.
В первой присутствует краткое описание пейзажа, который настраивает героя на романтический лад.
Во второй – он говорит о переполняющих его чувствах.
14. Размер, рифма, строфика
Произведение короткое, на строфы не делится.
Написано пятистопным ямбом с пиррихием с перекрёстной рифмой (АВАВ).
15. Средства художественной выразительности
Для усиления художественной выразительности в стихотворении используются:
- метафоры: «на холмах Грузии лежит ночная мгла», «печаль моя полна тобою», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «и сердце вновь горит»;
- эпитеты: «печаль моя светла»;
- аллитерация: употребление согласных «х», «ж», «ш», «ч» и звукосочетаний «гр», «гв» «мгл» в первом предложении передают звуки южной ночи, шум бегущей воды; употребление слов с большим количеством «л» во второй части придаёт произведению оттенок печальной нежности.
16. Значение произведения
Этот образец любовной лирики Пушкина воспитывает способность видеть и ценить прекрасное как в человеке, так и в природе.
17. Актуальность
Поэзия в значительной мере способствует эстетическому развитию личности и такие произведения, как «На холмах Грузии лежит ночная мгла» помогают лучше понять природу человека и его эмоциональные состояния, в частности, любовь.
18. Моё отношение
Мне нравится стихотворение. Оно показывает красоту человеческих чувств в их самых разных проявлениях.
19. Чему учит
Эта элегия учит видеть и ценить всё прекрасное в человеческой жизни, а также формирует умение выражать свои чувства посредством слов.