Краткий анализ стихотворения «Опрятней модного паркета…» по плану
1. История создания
Рассматриваемое произведение вовсе не самостоятельное. Это отрывок из «Евгения Онегина» (IV глава величайшего романа). Следовательно, рассматривать его нужно в рамках шедевра.
Оно было написано в период с осени (октябрь) 1824 по январь 1825.
В это время автор находился в ссылке в Михайловском и параллельно работал над другими знаменитыми творениями: «Граф Нулин», «Борис Годунов», многочисленные лирические стихотворения.
В конце 1826 года поэт переделал уже написанную главу. Напечаталась она вместе с пятой, и случилось это только в 1828. Издание вышло с дружеским посвящением Плетневу, впоследствии перенесенном в заглавие романа.
2. Литературное направление
Литературное направление – реализм с элементами романтизма.
3. Род
Произведение относится к двум родам: одновременно и к лирике, и к эпосу.
4. Жанр
Если рассматривать в контексте всего творения, то по жанру это будет роман в стихах. А если взять как отдельное стихотворение, то пейзажная лирика.
5. Проблематика
В данном отрывке автор не поднимает никаких проблем. Он описывает бытовую картину, которую словно наблюдает из окна.
6. Тематика
Пушкин затрагивает тему красоты русской природы. Мы знаем, что произведение писалось поздней осенью и зимой, значит, скорее всего, эти строки созданы под собственными впечатлениями автора.
Кроме того, здесь поднимается тема русского крестьянского быта. Пушкин описывает, как развлекаются люди зимой, живо рисуя яркую картину.
7. Идея
Автор ввел этот отрывок в главу, чтобы сделать текст живее, понятнее и ближе читателю.
8. Пафос
Текст передает только положительные эмоции. Мы ощущаем радость, веселье, словно наяву видим сказочную красоту русской зимы.
9. Система образов
Вообще, анализируемый отрывок построен на множестве ярких, выразительных образов. Автор рисует зимний пейзаж, но не в статике, а в динамике.
Образ детей:
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…
Образ животных:
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает…
И даже природные явления и объекты не неподвижны. Речка «блистает… льдом одета», снег «мелькает, вьется».
Все движется, картина не стоит на месте, и оттого на душе становится как-то особенно весело и хорошо. Автор достигает своей цели, создав систему ярких, живых и активных образов.
10. Центральные персонажи
Тут нет центральных персонажей, необходимых для развития дальнейшего повествования.
Однако и мальчишки, и гусь становятся неотъемлемой частью картины. Они нам интересны, потому что описаны с особенной любовью и удовольствием, вызывают симпатию и умиление.
11. Лирический герой
В рассматриваемом отрывке нет лирического героя.
Однако, зная, что Пушкин писал эту главу зимой, вполне возможно, что поэт нарисовал именно ту картину, которую видел сам.
12. Сюжет
По сюжету мы видим зимние деревенские забавы.
Речка оделась новеньким льдом, и мальчишки радостно разрезают скользкую гладь своими коньками. Неторопливый и весьма упитанный гусь хочет поплыть по застывшей воде, но падает.
Представляется такая уютная и красивая картина деревенского быта.
13. Композиция
Как таковой, классической композиции в произведении нет.
Пушкин живописует бытовую зарисовку: перед нами открывается речка, на которой одновременно происходят разные события.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано очень легким, понятным языком.
Здесь много глаголов, благодаря которым перед нашими глазами разворачивается живой, постоянно меняющийся пейзаж. Жизнь динамична, она не стоит на месте.
Отрывок создает хорошее, восторженное настроение. Этот эффект достигается еще и за счет того, что поэт использует прилагательные, имеющие соответствующий эмоциональный оттенок: «веселый», «радостный».
15. Средства художественной выразительности
Отрывок небольшой, но богат разнообразными средствами художественной выразительности.
В представленном отрывке очень много олицетворений: «блистает речка, льдом одета» (не блестит, а именно блистает, как дама на светском балу), «веселый мелькает, вьется первый снег». Складывается стойкое ощущение, будто природа сама радуется вместе с мальчишками.
Для создания выразительного, красочного текста автор использовал множество эпитетов: «радостный народ», «гусь тяжелый», «веселый первый снег».
Кроме того, есть метафоры «нарядней модного паркета», «лоно вод», а также неявное сравнение «звездами падая на брег».
16. Размер, рифма, строфика
Анализируемый отрывок представляет собой часть онегинской строфы без первых четырех стихов.
Соответственно, имеет определенную рифмовку: смежную ААББ, опоясывающую ВГГВ и парную ДД.
Написано четырехстопным ямбом, как и весь роман.
17. Значение произведения
Этот отрывок помогает лучше понять и прочувствовать красоту русской природы, но и не только.
Он необходим роману как лирическое отступление и как характеристика происходящего. Ведь известно, что окружающий пейзаж влияет на поведение и поступки героев, более того, отражает их внутреннее состояние и помогать лучше понять мотивацию персонажей.
18. Актуальность
Лирические отступления романа «Евгений Онегин» настолько талантливо написаны, что передают настроение, заставляют читателя переживать определенные эмоции.
Они будут актуальны всегда, вызывая сильнейший душевный отклик.
19. Моё отношение
Мне очень нравится представленный отрывок: он яркий, выразительный, написан с необычайной любовью к родной природе.
20. Чему учит
Учит любить и чувствовать свою родину, уметь любоваться привычными пейзажами и наслаждаться простотой деревенской жизни.