Краткий анализ стихотворения «Признание» по плану
1. История создания
Стихотворение «Признание» было написано Пушкиным в 1826 году.
Находясь в Михайловской ссылке, поэт время от времени выбирался в гости к соседям в Тригорское, где проживала помещица Прасковья Александровна Осипова.
Умная, набожная и образованная женщина относилась к поэту с материнской теплотой.
В её доме жила 19-летняя падчерица Александра Ивановна, дочь её покойного мужа от первого брака. Этой задумчивой девушке, много времени проводившей за книгами, и посвящено стихотворение Пушкина.
В тексте содержатся намёки на счастливого соперника Пушкина, которым был Алексей Вульф. Их с Сашенькой уединённые прогулки и «разговоры в уголку вдвоём» были предметом ревнивого беспокойства поэта.
Александра не замечала Пушкина. Даже спустя годы, получив от него записку, тригорская муза не пожелала встретиться. Строки «Признания» так и не тронули её сердца, тем не менее, из-под пера поэта вышел шедевр русской любовной лирики.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в сентиментальной манере. В нём сочетаются черты чувствительных посланий в духе старинных романов и интонация подлинного любовного чувства.
3. Род
Данное произведение является образцом любовной лирики.
Чувства лирического героя выражены от первого лица и адресованы предмету его обожания. Стихотворение содержит много личного, потаённого и самим своим названием
4. Жанр
По жанру произведение тяготеет к поэтическому посланию. На это указывает наличие обращений («мой ангел», Алина), восклицательных предложений, разного рода подробностей, создающих портрет конкретной женщины.
5. Проблематика
В стихотворении затронута проблема безответной любви, для которой отрадой будет даже обман.
6. Тематика
Любовная лирика Пушкина (и в том числе, стихотворение «Признание») касается таких тем, как невзаимность чувства, ревность, любование женской красотой, сладость самообмана.
7. Идея
«Признание» дышит тоской неразделённого чувства. Поэт любуется молодой девушкой, сердце которой принадлежит другому. Он с ревностью читает знаки её тайных страданий и одновременно сочувствует ей, ведь сам испытывает то же.
Даже если бы возлюбленная сделала вид, что интересуется им, лирический герой был бы счастлив. Он понимает абсурдность своих притязаний и рад даже самообману.
8. Пафос
Пафосом стихотворения является конфликт чувства и рассудка.
Поэту «не к лицу и не по летам» пылкая юношеская любовь, но он читает в своей души все признаки наступающей болезни и не находит сил для борьбы.
9. Система образов
Стихотворение создаёт портретный образ молодой девушки, вокруг которого выстраивается иерархия смыслов.
Поэт описывает, что чувствует «при вас», «без вас», отдаёт дань поэтических восторгов руке, кудрям, глазам, улыбке любимой дамы, с нежностью перечисляет её занятия и привычки.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами стихотворения является сам поэт, его возлюбленная и некто третий, на которого указывает четверостишие:
И ваши слёзы в одиночку,
И речи в уголку вдвоём,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Образ счастливого соперника бросает грустную тень на происходящее. Если вернуться к прототипам героев, то роль Вульфа в жизни Александры можно назвать роковой. Он на всю жизнь сделал Сашеньку несчастной.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения исповедуется возлюбленной в своём чувстве. Его речь полна восторженных преувеличений и вдохновенных признаний.
Поэт понимает, что не заслуживает внимания молодой и привлекательной особы («Мой ангел, за грехи мои // Любви, быть может, я не стою…»), но надеется тронуть её сердце глубоким уважением и неподдельной нежностью к ней.
Очевидно, что лирический герой является проекцией самого поэта.
12. Сюжет
Сюжет послания прост.
По своему обыкновению, Пушкин начинает с кульминации и в первых же строках, без предисловий сообщает девушке, что любит её.
Он понимает, что возраст и статус делают его положение смешным и глупым, возникшее в нём чувство раздражает его («хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный»), однако он ничего не может с собой поделать.
Пушкин описывает досуги милой Алины (шум её платья, голос, вышиванье за пяльцами, игру на фортепиано) и признаётся, что любуется девушкой, как дитя.
Далее он исповедуется в терзающей его ревности, которая усугубляет любовную тоску.
Стихотворение завершается призывом обмануть его, на краткий миг притвориться очарованной или хотя бы заинтересованной. Даже этой малости поэту будет довольно, ведь он сам «обманываться рад».
13. Композиция
Композиция стихотворения – линейная. Ее главная особенность заключается в том, что кульминация находится в начале текста, далее следует развитие темы.
Стихотворение не разбито на строфы, а записано единым текстом, признание будто выливается из души поэта единым потоком. Но если проследить за схемой рифм, можно выделить в нём 9 четверостиший и 1 пятистишие.
- 1 четверостишие — кульминация,
- 2 — 9 четверостишия — развитие действия,
- последнее пятистишие, содержащее призыв «притворитесь» — развязка.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм. Он напоминает по звучанию глухие удары взволнованного сердца.
Отличительная черта данного произведения – эффект спонтанности. С ним-то и связано отсутствие чёткой схемы рифм: в стихотворении в произвольном порядке встречаются параллельные, перекрёстные и кольцевые рифмы.
15. Художественное своеобразие произведения
С точки зрения звукописи, обращает на себя внимание аллитерация со звонкими согласными «б» и «д»: «люблю», «бешусь», «вдруг», «день». Они передают напряжённость момента, тревогу и решимость лирического героя.
Когда он описывает возлюбленную, его речь становится похожей на шёлковый шёпот, благодаря аллитерации с «ш»: «Ваш лёгкий шаг, ваш платья шум».
Ассонансы с «о», «у», «э», «и» передают интонацию восторга и робкой просьбы.
Лексика стихотворения общеупотребительная, близкая к разговорной. Речь поэта обращена к юной девушке, а потому она естественна и проста.
Чувства автора красноречиво выдаёт синтаксис. Предложения сложные, с придаточными уступками и противительными отношениями. Так подчёркнут конфликт чувства и разума, внутреннего и внешнего.
Текст «Признания» изобилует вопросительными и восклицательными предложениями, обращёнными к предмету страсти героя.
Имеются предложения, вторая часть которых имеет значение следствия (они пишутся с тире). Они подчёркивают напряжённость момента, спонтанность высказывания.
16. Средства художественной выразительности
Пушкин широко использует в стихотворении эпитеты («труд и стыд напрасный», «глупости несчастной»), антитезы («при вас», «без вас»), метафоры («болезнь любви»), сравнения («любуюсь вами, как дитя»).
Важная роль отведена многочисленным глаголам (люблю, бешусь, признаюсь, любуюсь), которые создают образ деятельной, беспокойной, горячей любви.
Ряды однородных определений и обстоятельств выполняют функцию градации (нарастания эффекта).
Стихотворение венчается двумя последними предложениями, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня нетрудно! // Я сам обманываться рад!». В нём конфликт воображаемого и видимого получает неожиданное разрешение и формально сводится к изящной шутке.
17. Значение произведения
Пушкинское «Признание» отчасти спародировало многие приёмы сентиментального и романтического письма (в схожем стиле выразил свои чувства к Татьяне Лариной воспылавший к ней любовью Евгений Онегин), преодолело их и вышло на новый уровень.
Оно осветило конфликт чувства и разума, любви воображаемой и земной.
Поэт со своей вечной тягой к поиску идеала порой выглядит нелепым, но, допуская элемент творческого преувеличения, он просит и предмет своей любви стать немножко творцом (актёром, художником), чей взгляд «всё может выразить так чудно».
Притворство – лишь элемент тайного сговора, игра, в которой актёры чётко знают границы ролей. Пушкин готов отдать многое за минуту подобного обмана, потому что в нём будет явлен момент сотворчества.
18. Актуальность
Любовная тема актуальна для каждого человека, а тема безответной любви – особенно. Люди всегда будут обращаться к стихотворениям Пушкина, ища в них поддержки и сочувствия, цитируя любимые строки, признаваясь ими в любви.
19. Моё отношение
Стихотворение «Признание» очень тронуло меня. Даже такому выдающемуся человеку, как Пушкин, оказывается, были знакомы муки безответной любви.
Как пылко говорит поэт о своём чувстве, с какой нежностью и почтением относится к любимой девушке! Мне было бы приятно услышать хотя бы несколько строк, написанных в таком роде, но, увы, адресат пушкинского послания не оценил их по достоинству.
Так часто бывает, но огорчаться не стоит. Жизнь полна удивительных встреч — нужно жить, любить и надеяться.
20. Чему учит
Данное произведение учит нас радоваться любым проявлениям любви. Даже если чувство невзаимно, испытавший его счастливее тех, кто вообще никого не любит.
Для Пушкина любовь была целым миром. Пусть и в наших сердцах всегда живёт этот святой возвышенный восторг!