Краткий анализ стихотворения «Бесы» по плану

 

1. История создания

«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.

Текст датируется 7 сентября 1830 года.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.

Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.

 

2. Литературное направление

Без сомнения, стихотворение относится к романтизму.

 

3. Род

По роду литературы данное произведение относится к лирике.

 

4. Жанр

С первого взгляда, жанр определяется как лирическая баллада. Однако Пушкин вложил в него и философский смысл.

Вот почему «Бесы» – яркий пример жанрового смешения. Это лирическая баллада с признаками философской лирики.

 

5. Проблематика

Произведение иносказательно затрагивает животрепещущую для Пушкина (и вообще, для всего прогрессивного общества того времени) проблему – народной несвободы.

В образе бесов он изображает богатеев, равнодушное дворянство. Подобно хитрым злым силам, господа пугают и обманывают народ, не давая ему жить вольно и спокойно.

 

6. Тематика

Тема стихотворения – тяжелая жизнь русского народа.

 

7. Идея

В своем творении автор в метафорической форме показал современное ему положение дел в обществе.

Крестьяне утомлены господами. Они, подобно изображенным в стихотворении путешественникам, запутаны и угнетены. Правящая верхушка не дает простому народу проложить путь к собственному счастью.

 

8. Пафос

Читателю передается тревога главных персонажей «Бесов». Он чувствует растущее напряжение, некий страх.

Автор очень искусно изобразил мрачные картины окружающей реальности, создав довольно тяжелый, гнетущий эмоциональный фон.

 

9. Система образов

В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.

С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.

С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.

Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.

Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения «Бесы» – мужчина, от чьего имени идет повествование, и ямщик, сообщающий ему о разгулявшихся в полях бесах.

Последний является олицетворением всего народа. Именно он первым догадывается, что их «водит бес», а затем описывает своему пассажиру, какую именно видит нечисть.

Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.

 

11. Лирический герой

Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.

Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.

Стихотворение заканчивается словами «… визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Тут явно проступает образ самого поэта, которого беспокоит сложившаяся социальная ситуация и не отпускают тяжелые мысли, предчувствия.

 

12. Сюжет

Сюжет прост: по темному, заметаемому сплошным снегом, мрачному ночному полю едет карета, запряженная конями.

Находящийся внутри пассажир не видит, что именно происходит на дороге. Он спрашивает у ямщика, почему встали, подгоняет его, интересуется, что вообще случилось.

На эти вопросы простой мужик отвечает: ехать невозможно, водят бесы, пугают коня. Далее описываются проделки нечистой силы, душевное состояние путников.

 

13. Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Произведение написано четырехстопным хореем – размером, характерным для всего стихотворного фольклора. Это приближает авторскую балладу к народной.

Восьмистишия с перекрестной рифмой (АВАВCDCD) помогают выделить композиционные особенности не только по содержанию, но и по форме.

Повторяющиеся строчки «мчатся тучи, вьются тучи» выступают в качестве сигнала окончания предыдущей и начала следующей части.

 

15. Средства художественной выразительности

Автор использует различные выразительные приемы.

Обстановка нагнетается при помощи повторений «вьюга злится, вьюга плачет», звукописи «колокольчик дин-дин-дин».

Много эпитетов: «снег летучий», «ночь мутна», «неведомые равнины», «верста небывалая» и т.д.

Поэт олицетворяет природу, делая ее сообщницей нечистой силы: «вьюга злится, вьюга плачет», «мчатся тучи».

 

16. Значение произведения

Произведение имело большое значение для всего творчества поэта и развития русской литературы в целом. В XIX веке вопрос освобождения народа от крепостного права встал очень остро, и одним из первых среди писателей его поднял Пушкин.

 

17. Актуальность

Оно актуально до сих пор, так как в интересной, оригинальной форме затрагивает социальные вопросы отношений между людьми.

 

18. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Бесы», потому что написано необычно, ярко и захватывающе. В нем отлично передана напряженная атмосфера и затронуты вопросы, актуальные для общества того времени. Причем, сделано это в художественной форме.

 

19. Чему учит

Пушкинское творение учит быть человечным в любой ситуации и не угнетать, не унижать людей только потому, что они чем-то от тебя отличаются.

Все метафоры в стихотворении Пушкина «Бесы» Все эпитеты стихотворения Пушкина «Бесы» Все сравнения в стихотворении Пушкина «Бесы»
Краткий анализ стихотворения «Бесы» по плану
Все метафоры в стихотворении Пушкина «Бесы»
Все эпитеты стихотворения Пушкина «Бесы»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.