Краткий анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет…» по плану
1. История создания
Стихотворение было написано в 1825 году. Тогда поэт находился в Михайловском.
Пребывая в очередной ссылке, он тосковал, чувствовал одиночество, был оторван от внешнего мира. Все это отразилось в произведении.
И оно тем удивительнее, что эти четверостишия великий поэт написал в девичий альбом. Тогда существовала традиция оставлять близким людям какие-либо строчки – на память.
Рядом с Михайловским находилось имение семьи Вульфов, как раз для их дочери Пушкин и написал свое короткое стихотворение. В нем нашли отражения чувства автора: и печаль, и тоска, и светлая надежда на будущее.
2. Литературное направление
Стихотворение относится к романтизму: затрагиваются чувства автора, ощущается одиночество, но проскальзывают и оптимистические нотки.
3. Род
Это лирическое произведение. Оно отражает настроение автора.
4. Жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
5. Проблематика
В своем коротеньком стихотворении автор затрагивает проблему восприятия человеком действительности.
Нередко мы тоскуем, страдаем, представляя, что наше настоящее лишено ярких красок, уныло. Но потом, оглядываясь назад, воспринимаем все уже совсем по-другому.
За черной полосой всегда приходит белая, и наоборот, – вот о чем говорит Пушкин.
6. Тематика
В произведении затрагиваются темы сложности, многослойности человеческой жизни.
Хорошее время сменяется плохим, вместо радости приходит грусть – все это надо уметь принимать, переживать и идти дальше.
7. Идея
Автор написал стихотворение, чтобы передать молодой девушке Евпраксии собственное видение жизни.
Уже с позиции прожитых лет (на тот момент Пушкину было двадцать шесть, и он считался вполне зрелым человеком) поэт делится своими взглядами, наблюдениями, говоря, что не все так плохо, как может казаться. Нужно только пережить сложный период, который потом будет восприниматься совсем иначе.
8. Пафос
В простых строчках ощущается целая гамма чувств: и тоска, и переживания, но одновременно появляется надежда на светлое будущее.
Общий настрой – позитивный, оптимистичный, хоть и есть выраженные нотки грусти.
9. Система образов
Как таковых, художественных образов тут нет.
Автор просто передает собственные ощущения и дает своеобразный совет, назидание молодой девушке на долгую жизнь, которая еще только открывается ей.
10. Центральные персонажи
Стихотворение – классический образец философской лирики. Оно просто выражает мысли, эмоции автора. Центральных персонажей, как и сюжета, нет.
11. Лирический герой
В двух строфах явно проступает сам автор, а точнее – его художественная проекция, которая выступает в роли лирического героя.
Лирический герой излагает воззрения поэта, делится с молодой девушкой мыслями, оставляет ей своеобразные назидания.
Стихотворение написано вовсе не в поучительном тоне, но оно наставляет, дружески советует, как вести себя в сложных жизненных ситуациях.
12. Сюжет
Как такового, сюжета нет.
13. Композиция
Композиция — одночастная. Стихотворение состоит из двух строф, каждая из которых последовательно развивает мысли автора.
В первой Пушкин рассуждает об отношении к жизненным перипетиям, обманам коварной судьбы. Он говорит: не нужно сердиться или печалиться, потому что за грустным днем обязательно придет радостный.
Вторая строфа продолжает рассуждения. Здесь поэт сообщает, что сердце живет будущими надеждами. Человеку нередко кажется: все уныло, и ничего хорошего уже никогда не случится. Однако, пережив тяжелый период, он оглядывается назад и понимает: все было не так уж и безнадежно.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано ямбом – пожалуй, самым любимым размером зрелого поэта.
В первой строфе используется перекрестная рифмовка, во второй – опоясывающая (или кольцевая). Вводя именно такой прием, великий русский гений логично завершает размышления.
Удивительно и словесное наполнение строф. В первой мы видим множество глаголов, которые говорят о деятельности судьбы и человека: «обманет», «не печалься», «не сердись», «смирись», «настанет». Четверостишие буквально наполнено действиями.
Глагол – активная часть речи, рисующая динамичную картину. Автор, используя столько слов-действий, сообщает: жизнь – стремительное явление. В ней нужно занимать активную позицию, но вместе с тем правильно реагировать на разные превратности судьбы, адекватно воспринимать происходящее.
Вторая строфа наполнена лексикой, обозначающей временные понятия: «настоящее», «будущее», «мгновенно».
Тут читатель чувствует скоротечность, мимолетность жизни. И в то же время автор сообщает интересную мысль: человек способен находится сразу в трех временных пластах.
Он с тоской вспоминает прошлое, которое с позиции прожитого времени уже не кажется таким унылым. Он томится в настоящем, всей душой устремляясь в светлое будущее, предстающее в воображении таким обнадеживающим и прекрасным
15. Средства художественной выразительности
Из средств художественной выразительности Пушкин использует следующие:
- метафоры («день уныния», «день веселья»),
- олицетворения («сердце будущим живет», «жизнь обманет»),
- эпитеты («настоящее уныло»).
16. Значение произведения
Произведение пропитано духом оптимизма. Оно оставляет добрую надежду, что все непременно будет хорошо, подпитывает человека положительными эмоциями в тяжелые жизненные моменты.
17. Актуальность
Стихотворение всегда будет актуальным. Жизнь – непредсказуемая штука, постоянно подкидывающая разнообразные сюрпризы.
Со времен автора ничего не поменялось: черные полосы все так же сменяются белыми, и людям необходимо учиться правильно воспринимать повороты судьбы.
18. Мое отношение
Мне нравится это небольшое пушкинское произведение, потому что оно пропитано надеждой и оптимизмом.
19. Чему учит
Эти два четверостишия учат правильному восприятию жизненных перипетий. Ведь, что бы ни происходило с человеком сейчас, все обязательно пройдет. За дождливым ненастьем придет яркий солнечный денек, а печаль сменится радостью.