Краткий анализ стихотворения Пушкина «К морю» по плану
1. История создания
Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания Пушкина в южной ссылке — в 1824 году. Поэт начал его перед отправлением из Одессы в имение Михайловское и завершил уже по прибытии в родовое поместье.
Образ «свободной стихии», оставшейся в воспоминании, окутан очарованием ностальгии.
Пейзажи северной природы, как бы дороги они ни были Пушкину, не могут сравниться с живой и своенравной игрой морских валов. В ссылке море долго было для поэта главным и единственным другом, а теперь он навеки разлучён и с ним.
2. Литературное направление
Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.
В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.
Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.
От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.
От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным, действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным, чётко прорисованным метафорам.
3. Род
Стихотворение является образцом лирики.
Элегия «К морю» может и должна восприниматься не только как пейзажная, но и как философская лирика.
4. Жанр
Жанр стихотворения – элегия.
Поэт прощается с морем, вспоминая события личной жизни и общественной истории, связанные с ним. Предстоит расстаться с прекрасной и торжественной морской стихией, и Пушкин сожалеет об этом.
Сильные и мятежные впечатления, которые море оставило в его душе, будут долго питать его живыми воспоминаниями.
5. Проблематика
В стихотворении затронута проблема свободы. Ничто на свете не может быть таким же вольным, как море.
Наполеон и Байрон, которые были кумирами свободолюбивой молодёжи пушкинской эпохи, ушли из жизни. Самому поэту предстоит вернуться в Россию, но опять без права свободного перемещения:
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощаясь со свободной стихией, Пушкин понимает, что лишает себя мощного источника силы и вдохновения, как будто отрывает сердце от любимого друга.
6. Тематика
Тема вольности, раскрытая Пушкиным через образ моря, звучит в унисон с темами любви и дружбы, темой одиночества среди людей, темой пограничья и поиска новых жизненных ориентиров.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что расставание с дорогими сердцу местами всегда тяжело. Особенно трудно покидать края, в которых ты был счастлив.
Кажется, что «мир опустел» и впереди не ждёт ничего утешительного. Этот разрыв во сто крат тяжелее, если ты уезжаешь не по своей воле.
Образ свободы, явленный Пушкину морем, навсегда остался для поэта прекрасной и недостижимой мечтой.
8. Пафос
Стихотворение написано с пафосом расставания и сожаления. Чувствуется, с каким трудом покидает поэт морские берега.
Навсегда уходят в прошлое очарования юности, меняется историческая эпоха, но волнующие образы пережитого останутся в душе навсегда.
9. Система образов
Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).
Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.
Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.
Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – море и поэт. Они, как верные друзья, прощаются перед вечной разлукой.
Их многое объединяет: вольные, мятежные, сильные и гениальные, оба они – дети божьи, им легко понять и поддержать друг друга.
Словно тени, проплывают над морем образы дорогих сердцу Пушкина людей:
- его возлюбленной Елизаветы Воронцовой,
- кумира поколения Наполеона
- и великого поэта Байрона.
Эти три величественные, сроднившиеся с образом моря воспоминания остаются для поэта в прошлом и наполняют его душу печалью.
11. Лирический герой
Лирический герой элегии не отделён от окружающего пейзажа. Он, напротив, тесно связан с морем узами кровного и духовного родства.
Как и море, его душа полна противоречивых чувств, желаний, озарений, страстей. Как море, велик его поэтический дар, способный на грандиозные чудеса. Как море, поэт никому не подвластен.
Сын, брат, друг, супруг «свободной стихии», лирический герой оставляет всё, покидая любимые места. Образы моря навсегда останутся частью его души.
12. Сюжет
Сюжет состоит из четырёх частей:
- обращения к морю,
- описанию чувств и событий, связанных с ним,
- описания фигур Наполеона и Байрона, сроднившихся для Пушкина с морской стихией,
- уверения в вечной верности морю и его красоте.
13. Композиция
Линейная композиция стихотворения последовательно описывает этапы расставания с морем.
Первые две строфы содержат обращение к морю.
Следующие 6 строф повествуют о счастье общения с морской стихией и заветной страсти, испытанной на его берегах.
Затем, в 5-ти строфах пересказаны финальные аккорды жизни Наполеона, упомянута кончина Байрона. Этими событиями подведён итог целой эпохи.
Наконец, последние 2 строфы посвящены прощанию и уверению в том, что море останется для поэта незабвенным.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ритм напоминает мерное колебание волн.
Женские и мужские рифмы чередуются.
Перекрёстная рифмовка АБАБ встречается в четверостишиях.
Также в стихотворении есть 4 пятистишия, где схема рифм выглядит так: АББАБ.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения работает на расширение стихотворного пространства. Ассонансы с «о», «а», «э» распахивают горизонт, аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, блеск и торжество могучих вод.
Синтаксис элегии богат на обращения, риторические вопросы, ряды однородных членов. Его украшают инверсии, передающие задушевность авторской интонации, восторженные восклицательные предложения, напоминающие признания в любви и уверения в дружбе.
Лексика высокого стиля используется фрагментарно. Основная часть словарного состава представлена общелитературными выражениями, благодаря чему стихотворение легко воспринимается и сейчас.
16. Средства художественной выразительности
Стихотворение насыщено точными эпитетами: «смиренный парус», «своенравные порывы», «торжественной красы».
Метафоры поэтически углубляют прямой смысл выражений: «властитель дум» (о Байроне), «свободная стихия» (о море), «скала, гробница славы» (об острове св. Елены).
Главным средством выразительности предстаёт сравнение моря с близким другом, прямо озвученное во второй строфе. Поэт даже пишет о море в мужском роде (5 и 7 строфы)!
Вольный и счастливый товарищ лирического героя, море знает о нём нечто такое, чего не поймёт и не узнает никто. В его заветных глубинах есть какая-то вечная поэтическая тайна.
17. Значение произведения
Значение данного произведения в том, что оно подводит итог размышлениям Пушкина о свободе.
Отныне эта тема не будет звучать отдельно и полногласно. Она выльется в другое философское русло или станет некой константой (постоянной величиной) пушкинского творчества.
Полная и абсолютная свобода на земле не возможна, но море напоминает стихию творчества, и отныне поэт будет находить утешение в нём.
18. Актуальность
Мечта человечества о свободе не растворилась во времени, поэтому стихотворение Пушкина «К морю» продолжает быть актуальным.
Все мечтают о том, чтобы жизнь не ограничивалась внешними обстоятельствами, узкими заданными рамками, людьми, с которыми неприятно общаться.
Море символизирует абсолютную полноту душевной жизни, силу внутренних устремлений, тягу к совершенству.
Люди каждый год отправляются к морю не только для того, чтобы полежать на пляже, но и для того, чтобы наполниться древней силой моря, его энергией и мудростью. Эти свойства «свободной стихии» навсегда воспеты Пушкиным.
19. Моё отношение
Стихотворение Пушкина очаровывает меня. Полные гармонии строки великолепно передают величавую стать моря.
В элегии «К морю» чувствуется человеческая мудрость Пушкина, тонкое понимание природы, любовь поэта к жизни. На фоне моря он предстаёт таким живым и вдохновенным!
Сразу вспоминается картина, написанная Айвазовским и Репиным, где Пушкин стоит в окружении пенных валов. Стихотворение «Прощай, свободная стихия» — одно из моих любимых произведений поэта.
20. Чему учит
Эта элегия учит нас мудрому отношению ко всем явлениям жизни, помогает увидеть дивную красоту моря, величественность божественного замысла.
Человек должен быть внутренне свободным, тогда он сможет во всей полноте насладиться неизбывной прелестью природы.