Краткий анализ стихотворения «Осень» по плану
1. История создания
Неоконченное стихотворение «Осень» с подзаголовком «Отрывок» было написано Пушкиным осенью 1833 году в селе Болдино.
Среди многочисленных стихотворений, созданных в эту пору, «Осень» выделяется своей свободной автобиографичностью. В нём Пушкин создаёт панораму русских сезонных пейзажей и выражает личное отношение к ним.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в реалистической манере, характерной для второй половины жизни Пушкина.
Оно наполнено узнаваемыми образами русской природы, ироничной, подчас намеренно сниженной лексикой, как бы стремящейся опустить читателя с небес на землю.
Пыль, грязь, комары, мухи и другие непривлекательные подробности опоэтизированы Пушкиным и вовлечены в круговорот годового цикла. Каждому цветку и каждой букашке находится в его поэзии особое место.
3. Род
Данное произведение относится к лирическому роду литературы.
В нём сочетаются описательность и личное отношение к предмету. Стихотворение эмоционально, выразительно, проникнуто добрым юмором.
4. Жанр
По жанру произведение тяготеет к поэтическому посланию.
На это указывает обращение «читатель дорогой», а также тон задушевной беседы, с самого начала заданный автором.
5. Проблематика
Проблематика произведения: влияние времён года на творческие способности человека.
6. Тематика
Стихотворение раскрывает следующие темы:
- отношение Пушкина к разным сезонам года;
- противопоставление одних времён года другим;
- радость творчества и расцвет творческих способностей.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что каждый воспринимает мир природы по-своему.
Большинство людей любит весну и лето, но Пушкину милее осень и зима. Когда угасает телесная жизнь, активизируется жизнь души, разума, мысли. Осенью в поэте пробуждается желание творить. Зима дарит бодрость и силы. Зимние вечера словно созданы для того, чтобы сочинять стихи и сказки.
Любое время года благодатно, но лучше всего то, что наполняет душу умиротворением и высшим смыслом.
8. Пафос
Пафосом стихотворения является скрытое противопоставление общепризнанного и универсального уникальному и личному.
Пушкин напоминает нам, что ценность явления не измеряется его внешними признаками. Опьяняющая весна и плодоносное лето хороши для тела, но осень и зима закаляют нас, учат терпению и стойкости, а значит, совершенствуют нашу душу.
Всё это полезно для творчества, как холодный душ и гимнастика – для тела.
9. Система образов
Стихотворение построено на чередовании возвышенных и сниженных образов. Первые характеризуют весну и лето, вторые – осень и зиму.
В центре находится образ поэта или лирического героя, который рассказывает о том, как он любит проводить осенние дни, зимние утра и вечера.
Большое место отведено образам осеннего пейзажа. Из них складывается общий портрет осени, которую Пушкин сравнивает с чахоточной девой и своей возлюбленной.
Столкновение столь противоречивых образов рождает интуитивное понимание идеи стихотворения: наиболее привлекательно для творческого человека то, что стоит на грани между жизнью и смертью. Осень – некое духовное пограничье, путь в мир творчества и поэтических открытий.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.
Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.
Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.
Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения подробно рассказывает о себе, упоминает своего соседа, описывает вид из окна, сообщает о том, как любит кататься на коньках и держать в руке руку красавицы на зимней прогулке.
Также лирический герой посвящает нас в нюансы своего здоровья и даже просит прощения за «прозаизм».
Так можно разговаривать с близким приятелем и, доверяя читателю весь этот ворох личных впечатлений, Пушкин добивается удивительного эффекта: происходит полное понимание авторского замысла, чувство причастности к его жизни и творчеству.
12. Сюжет
Сюжет послания начинает разворачиваться, когда поэт бросает взгляд в окно и видит приметы осени. Он описывает листопад, замерзающий пруд, отъезд соседа на охоту и чувствует скорое приближение зимы.
Далее следуют размышления о том, что осень для Пушкина лучше весны. В третьей октаве описаны радости зимы, в 4-й – нелюбовь к лету.
С 5 строфы по 9-ю поэт признаётся в особенной привязанности к осени.
В последних строфах идёт речь о счастье творчества.
Таким образом, сюжет ведёт нас от частного к общечеловеческому и приоткрывает дверь в творческую мастерскую Пушкина.
13. Композиция
Композиция стихотворения не линейная, а скорее спиралевидная.
Начиная произведение с картины осени, поэт возвращается к ней в середине стихотворения на новом уровне: он уже не просто описывает картинку, а глубоко и вдумчиво анализирует свой интерес к этому времени года.
По форме произведение разбито на 11 октав и завершается многозначительной висячей строкой, содержащей итоговый вопрос.
По смыслу можно выделить в тексте экспозицию «Октябрь уж наступил…», последующее развитие мысли с парным противопоставлением друг другу весны и осени, лета и зимы, вывод о личном предпочтении осени, а также окончательный переход к теме творчества как смысла человеческого бытия.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение «Осень» написано шестистопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.
Строфы имеют форму октав и традиционную для этого вида строфики рифмовку: АБ АБ АБ ВВ.
Получается, что три пары рифм связаны перекрёстной рифмовкой, а итоговое двустишие – парной рифмой.
15. Художественное своеобразие произведения
В изображении осенних пейзажей поэт использует ассонансы с гласными «у», «о», «и», чтобы передать затенённый колорит осенней природы.
Описывая зиму, Пушкин пользуется аллитерациями на «с», «з», «м», «н», подчёркивая мягкость, сглаженность её контуров, приглушённость тонов.
Говоря о весне и лете, поэт повторяет звонкие согласные «б», «д», резкий сонор «р», которые передают его раздражение. Игра звуков помогает настроиться на восприятие каждой новой микротемы стихотворения.
Лексика произведения приближена к разговорной. Она содержит такие просторечные слова, как «вонь», «киснуть», «сор», «комары да мухи».
Когда же речь идёт о творчестве, их сменяет книжная лексика: «полн», «незримый рой гостей», «душа стесняется». Поэт виртуозно использует слова разных стилей.
В тексте произведения немало обращений: «читатель дорогой», «ах, лето красное». Есть в нём ряды однородных членов, обособленные определения и сравнительные обороты.
Простые предложения в начале текста сменяются сложными, что соответствует логике развития авторской мысли: от видимого – к «незримому».
16. Средства художественной выразительности
Текст произведения насыщен эпитетами: «уснувшие дубравы», «суровою зимой», «красою тихою, блистающей смиренно», «прощальная краса», «свежее дыханье» ветра.
Их дополняют метафоры: «чувства, ум тоскою стеснены», «обув железом ноги», «по зеркалу стоячих ровных рек», «в багрец и золото одетые леса», «незримый рой гостей», «корабль недвижим».
Важную роль играют сравнения: «как поля, мы страждем от засухи», душа ищет «как во сне» и другие.
Образный каркас держится на ярких олицетворениях: суровая зима сравнивается со старухой, которую провожают блинами и вином, а поминают в жаркие летние дни мороженым и льдом. Осень напоминает чахоточную деву, «нелюбимое дитя в семье родной».
«Лето красное» тоже предстаёт в стихотворении живым, поэт обращается к нему на «ты», как к хорошо знакомому человеку.
Помимо этого, множество олицетворений описывает детали пейзажа:
- «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей» так, будто раздевается престарелая модница;
- озими (посевы озимых «страждут» от «бешеной забавы» то есть страдают от того, что во время охоты сосед скачет по ним на коне и со сворой собак);
- лето «губит» и «мучит»; кровь «бродит», мысли «волнуются», рифмы «бегут».
Также для передачи осенних контрастов поэт использует оксюморон: «пышное увяданье», сочетая два несочетаемых понятия водном образе.
17. Значение произведения
Значение стихотворения «Осень» состоит в том, что оно наиболее полно описывает русскую жизнь во все четыре времени года и выделяет осень как период торжества духа над плотью, временного над вечным.
18. Актуальность
Стихотворение Пушкина актуально для каждого творческого человека. С наступлением холодов люди чувствуют, что наступает время осознать всё, что произошло с ними весной и летом, собрать духовные плоды своих дел.
Именно поэтому дождливая осень, на много дней запирающая поэтов дома, становится для них временем кропотливого творческого труда, созидания и подведения итогов.
Красота осени всегда будет волновать писателей, художников, музыкантов и всех, кто неравнодушен к миру природы.
19. Моё отношение
Мне было интересно получить дружеское послание от Пушкина и узнать, почему он называет осень любимым временем года.
Поэт стал мне ближе и понятнее, хотя я не могу сказать, что так же сильно люблю этот сезон.
Только гениальный Пушкин мог найти в привычных картинах осени столько прелести и вдохновения! За этот редкий дар мы и ценим его как великого поэта.
20. Чему учит
Данное произведение учит видеть красоту там, где её заметит не каждый. Надо пристальнее всматриваться во всё, что нас окружает – тогда мир будет удивлять и вдохновлять нас каждую минуту.
Умение видеть прекрасное – это талант, и его необходимо воспитывать в себе с самого детства.