Краткий анализ стихотворения Пушкина «Птичка» по плану
1. История создания
Идет 1823 год. Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него Южной ссылке.
Он официально служит у генерала Инзова в кишиневской канцелярии, где переводит бессарабские документы с французского на русский язык. Работа нудная, неинтересная.
И хотя к Пушкину относились положительно, даже снисходительно, по-отечески, все же отдаленность от дома, рутинность, вынужденная служба были ненавистны пылкому поэту. Он отчаянно хотел домой и воспринимал свое вынужденное отчуждение тяжелым, невыносимым заключением.
Именно там в таком психологическом состоянии великий гений написал «Птичку».
Стихотворение очень короткое и кажется совсем простым, но в нем скрыт глубокий смысл, а также слышится отчаянная тоска по воле, свободе.
Отправляя свое творение Гнедичу, Пушкин сопроводил его пояснением о старинном русском обычае в Святую Пасху отпускать на волю маленьких птичек.
Наверное, автор сам представлял себя пташкой, которой вдруг открыли клетку. Стихотворение напечатали в год написания.
2. Литературное направление
Практически все произведения молодого Пушкина романтические. «Птичка» не стала исключением.
3. Род
По роду литературы это лирика, а точнее смешение философской и гражданской лирики.
4. Жанр
По жанровой принадлежности произведение можно определить как камерное, глубоко личное и чувственное стихотворение.
5. Проблематика
Автор затронул животрепещущие, очень важные для него проблемы – свободы и несвободы, заточения и воли.
Кроме того, возможно, тут поднимается непростой вопрос крепостного права – в образе птицы, заключенной в клетку.
6. Тематика
Читая небольшой текст, можно выделить такие серьезные, многогранные темы, как милосердие по отношению к близкому, сопереживание и сочувствие, обретение свободы.
7. Идея
Александр Сергеевич написал это произведение, чтобы выразить собственное отношение к несвободе и воле, раскрыть внутренние переживания, пусть и в такой иносказательной форме.
Небольшой текст затрагивает одно из самых страстных желаний всех живых существ – быть свободными, жить на воле, а не в заточении.
Для Пушкина в период Южной ссылки эта идея была, пожалуй, основной. Вокруг нее вращалось все творчество молодого поэта.
8. Пафос
Читая стихотворение, мы переживаем разнообразие искренних эмоций, которые сообщает нам поэт.
Это и тоска по свободе, по родине, и страстное желание вырваться из «клетки», и сочувствие таким же узникам – птичкам. И радость обретенной свободы, и сопереживание.
Яркая гамма чувств достигается за счет того, что стихотворение объединяет гражданскую и философскую лирику в таком камерном сюжете.
9. Система образов
Образов немного, и вообще, произведение не поражает сложностью предстающей перед глазами картины.
Мы видим образ лирического героя – человека, находящегося вдали от родины. Он выпускает на волю птичку, следуя обычаю, принятому в родной стране, по которой он так тоскует.
10. Центральные персонажи
Центральных персонажей мало. Их только два: лирический герой и птица, которую он отпускает из клетки.
Автор испытывает нежность, сочувствие к беспомощному созданию, вновь обретающему свободу. Он рад, что хотя бы кому-то сумел подарить волю – то бесценное сокровище, которого лишен сам.
Птичка значима и важна для понимания сути произведения. Она является олицетворением обретенной свободы. В то же время поэт не дает никакого описания пташки, мы даже не знаем, какая она.
Подобное обобщение является знаковым: неважно, что это за птичка, ведь свобода нужна абсолютно каждому живому существу, независимо от его вида.
Такую мысль иносказательно передает нам автор через образы своего маленького шедевра.
11. Лирический герой
Лирическим героем произведения можно назвать художественную проекцию самого Пушкина.
Это он чувствует себя в заточении. Это он отпускает на волю птицу, давая свободу пусть не себе, так хотя бы другому существу, нуждающемуся в ней ничуть не меньше.
12. Сюжет
Стихотворение хоть и совсем маленькое, но имеет четкий сюжет.
Сначала автор рассказывает об обычае, который он соблюдает на чужбине и который видел в родном краю: выпускать в светлое воскресенье птичек из клетки.
Проникаясь чувством ответственности, жалея невинное создание, лирический герой дает волю пташке. И на его душе становится легко, светло и радостно от доброго поступка.
13. Композиция
Композиция линейная, со всеми четкими точками.
- Экспозиция – описание старинной традиции, которую лирический герой свято чтит даже на чужбине.
- Завязка – отпускание пташки на волю.
- Развитие действия – психологические переживания автора, его ощущение, что он утешился.
- Кульминацией является понимание, открывшееся несчастному изгнаннику: не надо роптать на Бога.
- И тут же мы видим развязку, пояснение изменившегося отношения к жизни: раз смог даровать хотя бы одному живому существу свободу, значит, жалеть не о чем.
Условно можно сказать, что основные сюжетные моменты заключены в первом четверостишии, а уже психологический их итог и оценка – во втором.
В первой строфе происходит действие. Лирический герой отпускает птицу, придерживаясь родной традиции.
Во второй строфе читателю открывается внутренний мир персонажа, его чувства, переживания, новое понимание, снизошедшее сверху.
14. Размер, рифма и строфика
Произведение состоит всего из двух строф-четверостиший.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.
15. Художественное своеобразие произведения
Язык максимально простой, используется обычная бытовая лексика.
Однако в строках, посвященных Богу, проскальзывает слово, относящееся к возвышенной литературе: «роптать». Оно имеет явный церковный оттенок, поэтому органично встает в отрывок текста, где автор упоминает о Творце.
Так же гармонично выглядит и еще одно «высокое» слово – «даровать», если учитывать контекст, в котором оно употреблено.
16. Средства художественной выразительности
Как ни странно, но это пушкинское произведение практически лишено средств художественной выразительности. В нем нет любимых поэтом метафор, эпитетов и других тропов.
Зато сам смысл глубоко символичен, иносказателен. Издавна птица олицетворяла собой человеческую душу. Выпуская ее на свободу, лирический герой как бы освобождает сам себя. Пусть он находится вдали от родины, но всеми своими мыслями и чувствами остается с ней.
17. Значение произведения
Произведение помогает понять состояние молодого Пушкина, находящегося в ссылке. Оно пропитано любовью к родине и наполнено яркими художественными образами.
18. Актуальность
Тоска по родине и стремление быть свободным – нормальные чувства, желания любого человека, в каком бы веке он ни родился.
В этом смысле «Птичка» будет актуальна всегда.
19. Моё отношение
Мне нравится это небольшое произведение, потому что оно очень красивое и в то же время понятное, близкое многим людям и глубоко проникновенное.
20. Чему учит
Стихотворение «Птичка» учит любить свою родину, дорожить не только личной свободой, но и вообще свободой любого живого существа.