Краткий анализ стихотворения «Туча» по плану
1. История создания
Стихотворение написано 13 апреля 1835 года, накануне встречи с начальником императорской канцелярии А. Бенкендорфом – Пушкин подал прошение на издание газеты.
В стихотворении чувствуется состояние ожидания и, одновременно, вера в благополучный исход, вера в то, что и другие проблемы, – «тучи», – уйдут.
В конце концов, Пушкину разрешили издание журнала «Современник». А стихотворение было напечатано через месяц в «Московском наблюдателе».
2. Литературное направление
Стихотворение относится к литературному направлению русский романтизм.
3. Род
Литературный род этого произведения – лирика, выражение эмоционального состояния человека с помощью художественных средств и образов.
4. Жанр
Произведение относится к жанру пейзажной и философской лирики.
5. Проблематика
Проблематика стихотворения содержит философский подтекст:
- жизнь, как в природе, так и в людском сообществе циклична;
- бурные события и явления чередуются с периодами затишья и умиротворения.
6. Тематика
В произведении существует несколько, перекликающихся в сознании поэта тем:
- тема любви к природе во всех её проявлениях;
- тема-наблюдение послегрозового состояния природы;
- тема надежды на перемены к лучшему.
7. Идея
Идея стихотворения «Туча» – ожидание нового; понимание и принятие неизбежного чередования бурных и спокойных периодов в жизни природы, в личной жизни человека и в обществе.
8. Пафос
У стихотворения эмоционально приподнятый тон повествования, выражающий состояние ожидание обновления, свежести в природе после грозы.
9. Система образов
Художественные образы в стихотворении — образ переменчивой стихии. Он стал результатом творчески воспроизведённой и переработанной автором реальности.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами произведения являются:
- лирический герой, который соотносится с самим автором;
- и природа в образе тучи или грозы.
11. Лирический герой
Лирическим героем в этом произведении является автор, наблюдавший грозу с дождём и пришедший ей на смену «ликующий день».
Он желает, чтобы туча, к которой он обращает свою речь, как можно скорее исчезла с «ясной лазури» небес.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения – разговор героя с последней, оставшейся после бури, тучей.
- В первой строфе – описание послегрозового неба, его «ясной лазури», на которой последняя туча «печалит ликующий день».
- Во второй – описание действий тучи во время грозы: «Ты небо недавно кругом облегала», «издавала таинственный гром», «землю поила дождём».
- В третьей – призыв автора к туче: «Довольно, сокройся!» и предсказание её скорого исчезновения: ветер прогонит эту последнюю тучу с «успокоенных» небес.
13. Композиция стихотворения
Композиция произведения обратная: из настоящего момента автор обращается к уже свершившимся событиям (к прошедшей грозе), затем снова возвращается к настоящему.
Структурно делится на три части – три строфы или три картины.
14. Художественное своеобразие произведения
Пушкин был одним из первых, кто начал использовать в своём творчестве приём отождествления природных явлений с живым и разумным существом. Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении) – на смену прошедшей буре идёт покой.
15. Стихотворный размер, рифма
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий.
Рифма: смежная ААВВ.
Применяется чередование женской и мужской рифм в строчках.
16. Художественное своеобразие произведения
Наличие большого числа глаголов делает стихотворение динамичным.
Пушкин использует необычные словосочетания – ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром. А также устаревшие слова (древес, сокройся, алчную).
Автор прибегает к звукописи — использует аллитерацию, – много сонорных согласных (р, л, м, н), – что делает стихотворение звучным, придает стихотворению настроение приподнятости.
Новаторство произведения заключается в символизме, многослойности смыслов.
17. Средства художественной выразительности
Автор использует:
- олицетворения (обращаясь к туче, автор наделяет её свойствами разумного существа, одушевляет)
- большое количество эпитетов – «последняя туча», «унылая тень», «ликующий день»
- антитеза (туча противопоставляется ясному небу),
- метафоры («последняя туча рассеянной бури», «ты алчную землю поила дождём», «с успокоенных небес»).
17. Значение произведения
Это тонкое лирическое произведение побуждает к размышлению.
Оно развивает наблюдательность, учит сопоставлять факты и замечать происходящие вокруг нас изменения, – как в природе, так и в обществе.
18. Актуальность
Автор затрагивает тему, которая всегда актуальна – переменчивость мира с его сменой природных явлений, сменой настроений в обществе и эпох в истории.
19. Моё отношение
Стихотворение «Туча» – замечательный образец пейзажной и философской лирики. Оно заставляет чаще обращать внимание на красоту природных явлений.
20. Чему учит
Стихотворение учит наблюдательности и умению видеть красоту природы в самых разных её проявлениях.
Учит также с оптимизмом смотреть в будущее. И тому, что нужно быть готовым к переменам. После бури всегда наступает затишье. Нужно верить, что и в жизни любые неприятности рано или поздно заканчиваются и им на смену приходят позитивные события.