Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану
1. История создания
Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.
Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.
2. Литературное направление
Произведение относится к романтизму.
3. Род
По роду литературы это лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.
5. Проблематика
В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.
Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.
6. Тематика
Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.
7. Идея
Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.
Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».
8. Пафос
В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.
9. Система образов
Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:
- заключенный – вольный орел,
- темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.
За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.
Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.
11. Лирический герой
Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.
Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.
12. Сюжет
Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.
Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.
13. Композиция
Композиция произведения линейная.
«Узник» состоит всего из трех строф:
- В первой нам представлена экспозиция и завязка.
Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного. - Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!». - Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.
14. Стихотворный размер, рифмы, строфика
«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).
Пушкин использует такой размер как амфибрахий.
Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).
15. Художественное своеобразие произведения
Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.
Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.
Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.
Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.
16. Средства художественной выразительности
Антитеза: противопоставление воли и неволи.
Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.
Эпитеты:
- сырой
- молодой
- грустный
- вольные
Олицетворения:
- орел – товарищ,
- ветер гуляет.
Инверсии:
- темнице сырой
- орел молодой
17. Значение произведения
В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.
Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.
18. Актуальность
Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.
Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.
19. Моё отношение
Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.
Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.
20. Чему учит
Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.