Краткий анализ стихотворения «В альбом Пущину» по плану
1. История создания
Стихотворение «В альбом Пущину» можно смело отнести к юношеским творениям великого поэта.
Оно было написано весной 1817 года и приурочено к окончанию Лицея.
В то время существовала традиция составлять памятные альбомы, и в один из них, на память лучшему другу Ивану Пущину, тогда еще совсем молодой Пушкин написал эти стихи.
2. Литературное направление
Произведение относится к романтизму с чертами реализма.
3. Род
По роду литературы данное стихотворение относится к лирике.
4. Жанр
Жанр одного из первых пушкинских произведений – дружеское послание.
5. Проблематика
Прощаясь с Лицеем и оставляя лучшему другу на память эти трогательные стихи, поэт не поднимал никаких серьезных политических или социальных проблем.
Все произведение пронизано ностальгией, грустью по совместному и уже ушедшему прошлому.
Автор напоминает другу про первую любовь, про невольные ссоры и обиды, которые тут же забывались, про совместные мальчишеские забавы. Он искренне надеется, что чувство истинной дружбы, уважения и любви останется с ними на всю жизнь.
6. Тематика
В произведении затрагивается тема, характерная для любых стихов «на память». Это – дружба, причем священная, неразрывная, сохранение добрых отношений на всю жизнь. И, конечно же, мелькают совместные воспоминания, надежды.
7. Идея
Автор написал это стихотворение, чтобы передать собственные эмоции, связанные с завершением обучения в Лицее, оставить о себе приятное воспоминание для лучшего друга.
8. Пафос
Произведение пронизано ностальгическими нотками, легкой, приятной грустью и, безусловно, юношескими надеждами на светлое будущее.
9. Система образов
Один из центральных образов творения – образ друга, самого Пущина.
Автор не описывает его, но обращается непосредственно к товарищу с разными словами. Он предлагает вспомнить дни, проведенные в Лицее,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья.
Для поэта важна дружба, и она воспринимается как нерушимый, священный, вечный союз, сохраняющийся на всю жизнь. Это тоже один из самых ярких и сильных образов произведения.
10. Центральные персонажи
Стихотворение, действительно, лирическое, передающее чувства, эмоции, общее настроение автора. В нем нет действующих персонажей как таковых.
В целом, «В альбом Пущину» можно рассматривать как своеобразное художественное обращение Пушкина к одному из своих лучших друзей – будущему декабристу Ивану Ивановичу Пущину.
Автор искренне любит приятеля, с душевной теплотой вспоминает события лет, проведенных вместе, ностальгирует. Это по-настоящему значимый и дорогой поэту человеку, с которым, он уверен, навсегда сохранятся дружеские, доверительные и открытые отношения.
11. Лирический герой
Лирический герой тут не так явен, и его непросто обнаружить. Само стихотворение выполнено в форме обращений к другу. Закончились шесть лет учебы, теперь у каждого начинается собственная жизнь, но годы, проведенные вместе, не забудутся никогда.
Сквозь строчки проступает образ самого Пушкина. Поэт с грустной улыбкой предается воспоминаниям, дает некие напутствия, надеется на священность и нерушимость дружеского союза.
Можно сказать, что лирический герой здесь – сам автор, ведь именно его чувства мы улавливаем из текста. Именно он разговаривает с Пущиным, оставаясь как бы в стороне, но вместе с тем непосредственно передавая читателю свои эмоции.
12. Сюжет
Сюжетной линии нет. Это лирическое произведение в чистом виде: описание чувств и эмоций, связанных с завершением определенного жизненного этапа, очень важного для автора и его приятеля.
13. Композиция
Композиционные особенности произведения тоже очень интересны и своеобразны.
Стихотворение начинается с завязки: автор предлагает товарищу взглянуть на «тайный листок», исписанный когда-то самим Пушкиным, и предаться приятным воспоминаниям.
Дальше идет развитие событий: поэт напоминает другу, каким были их годы в Лицее. Перед мысленным взором проплывают и печали, и радости, и мечты, и ссоры, а затем желанные примирения – все, чем так насыщенна и полна юность. Жизнь текла: появилась первая любовь, а вместе с ней и разочарования.
Однако для Пушкина наивысшей ценностью остается дружба. Ведь этот союз заключен не «резвою мечтой», а дан свыше. И ничто не сможет разрушить его: ни «грозные времена», ни суровые испытания судьбы. В этом заключается главная мысль произведения и его же развязка.
По всему сказанному выше, можно сделать вывод, что композиция линейная.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, но автор иногда включает пиррихии: безударные слога на месте ударных.
Выбор именно такого размера оправдан: он больше настраивает на некую лиричность.
Рифма перекрестная АВАВ.
15. Средства художественной выразительности
Автор использует эпитеты: «тайный листок», «сладостная мечта», «мирная неволя», «грозные времена».
Есть тут и олицетворения. Например, листок, на котором написано стихотворение, наделяется поэтом волшебной силой: он может уносить в лицейский уголок. Мечта тоже «всесильная», она так же переносит в прекрасное время беззаботной юности.
16. Значение произведения
Произведение помогает понять, насколько дорогой и важной была для Пушкина дружба.
Потом эта тема разовьется, станет одной из основных в его творчестве, но впервые она появляется вот в таких простых, искренних стихах. В этом и заключается особенное значение «В альбом Пущину» для всего пушкинского творчества.
17. Актуальность
Тема важности дружбы и взаимопонимания остается актуальной до сих пор. Ведь каждому человеку хочется найти родственную душу – приятеля, с которым он может поделиться и горестями и радостями.
18. Моё отношение
Мне нравится это стихотворение своей открытостью и прямотой. Оно простыми словами говорит об одном из самых удивительных явлений: искренней человеческой дружбе.
19. Чему учит
Произведение учит ценить добрые отношения и верить только в хорошее. Пушкин говорит: несмотря ни на что, настоящая дружба никогда не умирает. И в этом он полностью прав.