Краткий анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» по плану

 

1. История создания

Стихотворение имеет интереснейшую историю создания, его смело можно назвать автобиографическим.

Все началось на одном из балов 1819 года. Именно тогда двадцатилетний Александр Сергеевич впервые встретил Анну Керн – и был покорен ее благородной красотой.

Поэт безответно влюбился в замужнюю женщину. Однако стихотворение, посвященное ей, появилось гораздо позже – в 1825 году. Тогда автор вновь повстречал возлюбленную, спустя много лет после их знакомства.

Чувства вспыхнули с новой силой, Пушкин открылся перед Керн. Удивительно, но в этот раз женщина ответила взаимностью. Некоторые исследователи полагают, что ей просто льстила любовь знаменитого поэта, к тому времени отбывающему очередную ссылку (они встретились, когда Александр Сергеевич находился в Михайловском).

Но, так или иначе, Керн и Пушкин сблизились. В свете нахлынувшего чувства родилось одно из самых прекрасных и нежных произведений, посвященных любви, – стихотворения «Я помню чудное мгновенье».

 

2. Литературное направление

Стихотворение относится к романтизму.

 

3. Род

Это лирическое произведение, наполненное искренними чувствами и эмоциями.

 

4. Жанр

Жанр этого красивого, нежного стихотворения – любовное послание. Оно точно описывает переживания влюбленного человека.

 

5. Проблематика

В произведении затрагивается проблема неразделенной любви, глубоких внутренних переживаний и возрождения былого чувства.

Автор показывает, как преображается человек, когда ему отвечают взаимностью. Мир словно раскрывается с другой стороны – и в нем воскресают когда-то забытые чувства.

 

6. Тематика

Пушкин затрагивает животрепещущие, знакомые каждому человеку темы: тема неразделенной любви, и тема любви взаимной.

Также автор затрагивает и тему времени-доктора: под напором жизненных обстоятельств, человек забывает о некогда будоражащих чувствах.

 

7. Идея

Автор написал бессмертное стихотворение, чтобы выразить собственные чувства, показать изменения, происходящие во внутреннем и внешнем мире влюбленного мужчины.

Это тончайшее психологическое произведение, помогающее понять душу человека. Оно глубоко интимно и в то же время открыто всему миру.

 

8. Пафос

Эмоциональный фон стихотворения настолько насыщен и неоднороден, что читатель невольно сам испытывает эти «качели чувств».

Тут есть и отчаянье, и надежда, и восхищение, и грусть, и счастье. Пушкин гениально передал весь спектр эмоций, рождаемых волшебным чувством любви, как неразделенной, так и взаимной.

 

9. Система образов

Центральный образ – образ возлюбленной. Поэт не скупится на описания прекрасной женщины: «гений чистой красоты», «образ нежный», «милые черты». Именно она возвращает ему смысл жизни, возрождает, вызволяет из «мрачного заточенья».

 

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей только два:

  • это женщина, вызвавшая сильнейшее чувство,
  • и лирический герой, или художественная проекция автора.

Так как стихотворение глубоко интимное, даже автобиографическое, без личности Пушкина, вдохновившегося собственными переживаниями, тут не обойтись.

 

11. Лирический герой

Практически в каждом произведении, относящемся к любовной лирике, так или иначе, появляется фигура автора. Ведь именно он переживает описываемые чувства и пытается выразить их, перенести на бумагу.

Вот почему лирический герой этого произведения – сам Пушкин, точнее, его художественная проекция.

Это он испытывает вихрь эмоций, признается любимой женщине в чувствах, пребывает в мрачном заточении и воскресает, ощутив новую волну чувств.

 

12. Сюжет

Как бы удивительно ни звучало, но в стихотворении присутствует четкий сюжет, и мы можем выделить основные события.

Все начинается с судьбоносной встречи – того самого «чудного мгновения», когда лирический герой впервые увидел прекрасную женщину и влюбился.

Затем он томится от неразделенного чувства, постоянно представляет избранницу. Чем бы ни занимался герой произведения, везде его преследует образ возлюбленной. Слышится «нежный голос», снятся «милые черты».

Однако время все ставит на свои места: водоворот событий захлестывает, любимая забывается. Лирический герой попадает «глушь, во мрак заточенья», где ему становится совсем не до романтических переживаний. Казалось бы, его душа умерла. Дни тянутся скучно, тоскливо, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви».

Но вот – чудо! Происходит еще одна встреча, и мрак заточения развеивается. И снова ретиво бьется сердце, и снова жизнь полна красок, и воскресли все былые чувства, став еще сильнее, многограннее.

 

13. Композиция

Композиция  линейная. Хотя в конце лирический герой снова встречается со своей возлюбленной, он вовсе не приходит к тому же, с чего все началось. Смысл второй встречи совсем другой.

Назовем первую строфу условно экспозицией (так как речь идет о прошлом) и одновременно завязкой. Герой впервые встречает прекрасную незнакомку, узнает ее – и мгновенно влюбляется.

Далее следует развитие действия, которое можно назвать классической «любовной лихорадкой». Человек, испытывающий неразделенное чувство, живет под его властью. Что бы он ни делал, везде его преследует обожаемый образ.

Но время идет, идет и жизнь героя. Постепенно чувство забывается. Под напором жизненных обстоятельств страсть проходит и, кажется, совсем исчезает.

Герой попадает в заточение (яркий художественный образ реальной ссылки в Михайловское), тоскует, страдает, но уже не от неразделенного чувства, которое он успел забыть, а от вынужденного одиночества, несвободы.

И вдруг – новая встреча! Этот момент можно назвать кульминацией. Герой снова наполняется любовными переживаниями, его душа оживает.

Последняя строфа – яркая развязка действия. Это гениальный образ возрождения через любовь, через воскресшие мечты, через вспыхнувшую, казалось давно забытую, страсть.

 

14. Художественное своеобразие произведения

В стихотворении поэт использовал пятистопный ямб. Рифмовка перекрестная (АБАБ).

Язык живой, простой, красивый и понятный. Пушкин практически не использует устаревших или сложных слов, лексика знакомая, бытовая.

Кажется, он просто признается в любви, облекая слова в стихотворные строки.

 

15. Средства художественной выразительности

Произведение наполнено различными тропами и средствами художественной выразительности.

Здесь присутствуют:

  • эпитеты («чудное мгновенье», «небесные черты», «грусти безнадежной»),
  • метафора («бурь порыв мятежный рассеял прежние черты»),
  • сравнения («как гений чистой красоты», «как мимолетное мгновенье»),
  • олицетворения («воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»).

 

16. Значение произведения

Произведение воспевает чувство искренней любви и его небывалую волшебную силу, возрождающую человеческую душу.

Оно наполняет читателя прекрасными эмоциями и точно передает переживания влюбленного.

 

17. Актуальность

Пока в мире существует неразделенная или, наоборот, взаимная любовь, стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье» не потеряет своей актуальности.

Недаром его читают до сих пор, кладут на музыку, создают проникновенные романсы. Это вечная тема, живая до тех пор, пока живо человечество.

 

18. Моё отношение

Мне нравится стихотворение своей точностью, потрясающей выразительностью и красотой.

 

19. Чему учит

Произведение учит тому, что должен понимать и чувствовать каждый человек: любовь способна на все.

Она возрождает, спасает от смерти и наполняет жизнь смыслом. Это самое прекрасное чувство, совершающее истинные чудеса, созидающее и вдохновляющее.

Все эпитеты стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Текст стихотворения К*** («Я помню чудное мгновенье…») Дата написания стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Краткий анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» по плану
Все эпитеты стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Текст стихотворения К*** («Я помню чудное мгновенье…»)
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.