Краткий анализ стихотворения «Я вас любил…» по плану
1. История создания
Стихотворение Пушкина «Я вас любил» было написано в 1829 году, а вот кому посвящено – доподлинно неизвестно.
Одни исследователи утверждают, что прекрасной незнакомкой является великосветская красавица Каролина Собаньская. Именно этой женщиной поэт бредил почти десять лет, с 1821 года, когда впервые встретил ее в Южной ссылке, и до 1830, уже будучи помолвленным с Натальей Гончаровой.
Современники утверждали, что ожидая свадьбу с будущей женой, Александр Сергеевич буквально умолял Каролину остаться друзьями, сохранить чистые приятельские отношения, но получил категорический отказ. Его чувства к прекрасной даме так и не стали взаимными.
Другие же исследователи полагают, что предметом вдохновения была Анна Оленина. Это двоюродная сестра Анны Керн, еще одной возлюбленной пылкого поэта.
Пушкин пытался свататься к Олениной, однако получил отказ. Тогда он написал небольшие стихотворения в альбом неприступной девушки.
Споров много, но ясно одно: красивое, лиричное произведение – дань прошлому, своеобразное художественное прощание с беспечной юностью.
Когда оно было написано, автор уже стал официальным женихом Натальи Гончаровой, и оба семейства готовились к предстоящей свадьбе.
2. Литературное направление
Если определять литературное направление, к которому принадлежит «Я вас любил», то это чистейший романтизм.
3. Род
Род рассматриваемого произведения – любовная лирика.
4. Жанр
Жанр – послание, ведь в нем поэт обращается непосредственно к прекрасной незнакомке, хоть и не раскрывает ее личности.
5. Проблематика
Стихотворение затрагивает проблему неразделенной любви – болезненную для многих людей, не только для лирического героя.
6. Тематика
В своем стихотворении Пушкин затрагивает глубоко интимные, животрепещущие темы:
- искренней, но неразделенной любви,
- полной отдачи возникшему чувству,
- женской холодности, равнодушия.
7. Идея
Трогательное произведение – своеобразное прощание. Автор отпускает мучавшее его чувство, искренне надеясь, что возлюбленная будет так же глубоко и преданно любима кем-то другим, счастливцем, которому она отдаст свое сердце.
В этом просматривается мотив, характерный пушкинской любовной лирике – самопожертвование. Но с другой стороны, слышится и упрек.
8. Пафос
Эмоциональный фон произведения наполнен грустью, неким смирением, печалью, ностальгией.
Однако читатель не ощущает сожаления: лирический герой, прощаясь с возлюбленной, настроен позитивно. Он освобождает и ее, и себя от томящего чувства. Уходит, желая счастья и взаимной, настоящей любви.
9. Система образов
Вообще, в стихотворении два образа:
- мужчины, безответно влюбленного, понявшего тщетность своего чувства и отпускающего его,
- и загадочной женщины.
Первый прописан хорошо, ярко. Читатель прекрасно представляет себе страдания и смирение лирического героя.
Таинственная женщина предстает размыто. Но из текста складывается ощущение, что она холодна, полностью равнодушна и даже, может быть, надменна, неприступна.
Возлюбленная не разделила чувств пылкого влюбленного, но он не обижен. Наоборот, искренне желает, чтобы кто-то другой испытал такие же крепкие, искренние и чистые чувства к ней, как некогда испытывал он сам.
10. Центральные персонажи
Центральных персонажей в рассматриваемом стихотворении, как и образов, два: мужчина и женщина, к которой он обращается.
Складывается ощущение, что влюбленный уже устал от неразделенного чувства. В его жизни произошли определенные перемены – и теперь, наконец, он готов расстаться, отпустить неприступную возлюбленную.
Женский персонаж пассивен. Автор к нему только обращается, не открывая ни личности, ни характера.
Однако чувствуется, что женщина по-прежнему дорога лирическому герою, и он искренне не хочет ее больше ни тревожить, ни беспокоить своими неразделенными чувствами. Мужчина уходит из ее жизни, желая счастья и взаимной любви.
11. Лирический герой
Создавая прекрасное произведение, Пушкин проецировал собственные переживания.
Мы смело можем назвать лирического героя этого стихотворения неким художественно переосмысленным образом самого автора. Ведь это именно пушкинские чувства, эмоции, волнения стали основой произведения.
12. Сюжет
Сюжет прост и понятен: лирический герой прощается со своей возлюбленной, обращаясь к ней в произведении.
Тут не происходит никаких конкретных событий. Автор просто обращается к загадочной женщине, отпуская ее и давая обещание больше никогда не тревожить.
13. Композиция
Композиция стихотворения явно трехчастная, и каждая новая часть отмечена даже формально: повторением фразы «я вас любил».
В первой автор признается, что, может быть, любовь еще и не угасла до конца, но больше он ничем не потревожит неприступную возлюбленную.
Далее он говорит о прежних переживаниях – были и робость, и ревность, гамма чувств.
И тут же переходит к третьей части – непосредственно расставанию, завершению странных отношений. Он желает женщине быть так же сильно любимой кем-то другим, и в этих словах, помимо искренности, слышится еще и тонкий упрек.
Несмотря на явное разделение, композицию нельзя назвать ни линейной, ни кольцевой, ни зеркальной. Все дело в том, что перед нами чистая любовная лирика, лишенная определенного сюжета. Четких композиционных точек (завязки, кульминации и развязки) в ней тоже нет.
14. Художественное своеобразие произведения
Язык легкий, бытовой. Текст лишен каких-либо непонятных слов или оборотов, но вместе с тем очень выразителен и художественно безупречен.
15. Размер и рифма
Стихотворение написано пятистопным ямбом – довольно сложным размером, рождающим некую напевность.
Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.
16. Средства художественной выразительности
Создавая любовное послание, Пушкин использовал разнообразные средства художественной выразительности.
Здесь очень много метафор: «любовь, еще, быть может, в душе моей угасла не совсем», «то робостью, то ревностью томим».
Кроме того, встречаются инверсии: «быть может», «в душе моей».
Воспевая любовь, автор ее олицетворяет: «пусть больше не тревожит».
Стихотворение становится прекрасным гимном неразделенному, но искреннему и чистому чувству.
17. Значение произведения
В этом произведении Пушкин раскрывается как человек, способный сильно любить, пусть и безответно. Оно значимо для понимания всей любовной лирики великого русского поэта.
18. Актуальность
Произведение остается актуальным до сих пор. Неразделенная любовь существует и в современном мире, недаром же величайшее пушкинское произведение и сегодня учат в минуты сильных душевных переживаний наизусть, кладут на музыку.
19. Моё отношение
Мне оно очень нравится, так как наполнено искренними и очень сильными эмоциями. Вызывает ответный душевный отклик.
20. Чему учит
Стихотворение учит переносить удары судьбы, смиренно принимать отказ и уметь преодолевать собственную страсть.
И хотя в нем, конечно, ощущается некий упрек, но я думаю, что Пушкин действительно желал счастья любимой женщины, навсегда уходя из ее жизни.