Краткий анализ стихотворения «Странник» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Странник» было написано А. С. Пушкиным в 1835 году.

Оно относится к поздней философско-религиозной лирике поэта и пронизано мотивами поиска смысла жизни, как и всё пушкинское творчество 30-х годов.

Существует предположение, что в сюжете произведения отразилась реальная история близкого приятеля Пушкина И. Киреевского, оставившего увлечение литературой, дом и семью ради духовного поиска.

В одних кругах воспринятый как сумасшедший, в других – одобренный, И. Киреевский своим внутренним выбором произвёл сильное впечатление на Пушкина и заставил поэта задуматься о собственной судьбе.

 

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистических традициях. Оно отражает конфликт человека и общества.

 

3. Род

Данное стихотворение является лирическим произведением с элементами эпоса. Сугубо личное переплетается в нём с общечеловеческим, а исповедальное – с повествовательным.

 

4. Жанр

По жанру стихотворение напоминает притчу. В ней смыкаются пласты духовной и светской жизни.

Юноша с книгой в руках, указующий вперёд, даёт лирическому герою нравственный урок, что соответствует духу притчи.

 

5. Проблематика

Основные проблемы, затронутые в произведении:

  • поиск выхода из жизненного кризиса,
  • право на личную свободу в выборе пути,
  • смысл человеческой жизни.

 

6. Тематика

Пушкин обращается к темам разочарования, духовного кризиса, поиска правды. Этим темам противопоставлены темы побега, внутреннего освобождения, обретения веры.

 

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что человек, скованный общественными и семейными обязательствами, в любую минуту может почувствовать бессмысленность своего существования.

Тогда ему понадобится новая жизненная стезя, ради которой он будет готов оставить всё, что когда-то любил. В полном отречении от прошлого он обретёт путь к Богу.

 

8. Пафос

Пафос стихотворения «Странник» направлен на поиск истины.

Потопляемый в житейском море, человек с трудом спасается от бедствий и, наконец, устаёт бороться с бесконечными волнами. Душа его хочет спастись, начав новую жизнь по законам добра и справедливости.

В этом рвении к духовному освобождению и состоит пафос притчи.

 

9. Система образов

Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.

Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.

На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.

Подобный персонаж божественного происхождения (шестикрылый серафим) является герою стихотворения «Пророк», написанного Пушкиным 9-ю годами ранее.

Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.

 

10. Центральные персонажи

Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.

На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.

И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.

 

Для лирического героя очевидна ограниченность простого житейского «счастья» и покоя, ему требуется свобода и полная переоценка ценностей.

Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.

Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.

 

11. Лирический герой

Стихотворение написано от первого лица. Пушкин берёт на себя роль странника, проговаривая вслух желание последних лет своей жизни: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…».

Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.

После встречи с юношей герой говорит: «Я вижу некий Свет». Ради этого света он готов оставить дом и жену, потому что для желающих спастись нужные не широкие (открытые для большинства), а тесные врата. Об этих тесных вратах говорится в Евангелии. И эти тесные врата – жизнь с Богом.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения перекликается с сюжетом «Божественной комедии» Данте и других произведений западноевропейской литературы.

В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.

В этот момент происходит прозрение, герой видит прежнюю жизнь в трагическом свете. Он начинает смотреть на мир сквозь пророчества «Апокалипсиса», то есть скорый конец света становится для него очевидным.

Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.

В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.

 

13. Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию и состоит из 5-ти частей.

  • В первом фрагменте совершается завязка: герой остаётся наедине с вопросами о смысле жизни.
  • Во втором повествуется о его возвращении в дом.
  • В третьем показан конфликт с родными и окончательный уход из семьи.
  • Четвёртый фрагмент описывает встречу с божественным юношей и кульминационный момент, когда тот показывает герою путь.
  • В пятом эпизоде осуществляется развязка: герой покидает полный искушений мир.

 

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом, женские и мужские рифмы чередуются

Рифмовка – парная (ААББ).

Такая организация поэтического текста характерна для баллад, притч, поэм и других произведений с выраженным эпическим началом.

 

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись произведения соответствует настроению каждого фрагмента.

Уныние и тревогу странника в начале пути подчёркивают ассонансы с «о», «у», «ы». Смятение его близких передают аллитерации с «г», «х», «щ», «р».

Создаётся эффект какофонии, где все мысли и чувства, явленные через звук, вступают в противоборство.

 

Лексика стихотворения насыщена церковно-славянскими словами и оборотами. Она придаёт произведению иносказательности, отсылая читателя к библейским первоисточникам сюжета.

Текст изобилует восклицательными и вопросительными предложениями. Герой многократно повторяет «Горе! Горе!», его речь отрывиста, эмоциональна.

Там же, где он рассказывает о себе как бы со стороны, предложения сложны по структуре, полны инверсий. Это свидетельствует о сложности переворота, который совершается во внутреннем мире странника.

 

16. Средства художественной выразительности

В произведении множество эпитетов: «долины дикой», «тяжким бременем», «скорбию великой».

Язык стихотворения богат метафорами: «души пронзенной муки», «влача свою веригу», «духовный труженик». Они описывают тяжесть перехода от прежней жизни к новому образу мыслей.

В тексте множество запоминающихся сравнений. Сначала лирический герой сравнивает себя с человеком, уличённым в убийстве, затем говорит о том, что метался, «как больной», дома от него отошли, «как от безумного». После он пошёл бродить, «как узник, из тюрьмы замысливший побег, // Иль путник, от дождя спешащий на ночлег».

Претерпевая тяжесть всех эти ролей, герой ищет путь к себе истинному, который мыслится ему только через встречу с Богом.

 

17. Значение произведения

Значение стихотворения «Странник» для отечественной литературы чрезвычайно велико. Оно намечает поворот от человека светской культуры к духовному герою, правдоискателю. Странник Пушкина с его жаждой свободы и правды напоминает героев Достоевского.

Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.

Тяготение образованной части общества к народной культуре вылилось в мотив странничества. Одним из первых опытов описаний подобного «побега» явилось стихотворение Пушкина.

Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.

 

18. Актуальность

Стихотворение «Странник» не теряет свою актуальность, так как современных людей продолжают волновать проблемы поиска смысла жизни.

Люди устают от культа потребления и начинают тосковать по традиционным ценностям: красоте, добру, правде.

Многие находят путь к личной свободе через веру в Бога. Уверовав, люди идут вперёд без оглядки на прошлое. Пушкин показывает нам сложность и благодатность этого пути.

 

19. Моё отношение

Стихотворение «Странник» заставило меня задуматься над тем, как легко оказаться в полном одиночестве, если начать мыслить не так, как все.

Даже самые близкие могут отвернуться от тебя в минуту испытания, но ты не должен отрекаться от выбранного идеала.

Почему-то мне подумалось, Пушкину было очень грустно, когда он писал эти стихи. Я с сочувствием отношусь к страданиям лирического героя.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Странник» учит нас мужеству при выборе пути жизни. Нельзя отрекаться от высших ценностей из-за простых человеческих слабостей, даже если тебя назовут сумасшедшим. Тесные врата уготованы только избранным, но у каждого есть возможность их найти.

Текст стихотворения «Странник»
Краткий анализ стихотворения «Странник» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.