Краткий анализ стихотворения «Вакхическая песня» по плану
1. История создания
В 1825 году, когда родилась «Вакхическая песня», Пушкин пребывал в очередной ссылке. На этот раз в родовом поместье Михайловском, которое представлялось ему глушью, и он скучал, томился, всей душой рвался обратно, к друзьям и привычной жизни.
Поэт хотел снова оказаться в шумной компании приятелей, где льется вино и идут интересные беседы об искусстве и обществе, поднимаются различные животрепещущие вопросы, в танцах кружатся прекрасные женщины.
Но он был в ссылке, под негласным, однако тщательным присмотром родного отца, и потому мечтам не суждено было сбыться. Пушкин отчаянно скучал.
Исследователи справедливо считают, что «Вакхическая песня», созданная именно в таких жизненных обстоятельствах, стала своего рода шуткой, проказой изнывающего в глуши поэта.
Опубликовали ее годом позже, в 1826 году.
2. Литературное направление
Формально стихотворение относится к классицизму, так как восходит к античному жанру заздравной песни. Однако в нем просматриваются и реалистические, и даже романтические черты.
3. Род
По роду это произведение относится к лирике.
4. Жанр
По жанру это заздравная песня – произведение, в античные времена исполняемое во время пира.
5. Проблематика
Явно автор не затрагивает никаких значимых проблем.
6. Тематика
Основополагающая тема – тема дружбы, единства людей, схожих во взглядах, мнениях, чувствах.
Известно, что Пушкин очень дорожил своими товарищами, относясь к ним как к братьям. Вынужденное одиночество, отчуждение от друзей тяжело переносилось поэтом.
Кроме того, в стихотворении мелькает и тема свободы, веселья, пира.
7. Идея
Идея стихотворения заключается в некоем единении людей. Автор стремится снова оказаться рядом с близкими по духу товарищами. Пир для него – образ некого братства.
Надо заметить, что в античные времена совместное принятие пищи за одним столом приравнивалось к образованию священного союза, всех членов которого связывали крепкие узы.
Пушкин относился к пирам примерно так же, что становится понятно из содержания анализируемого произведения.
8. Пафос
Стихотворение передает читателю радость, разнообразные возвышенные чувства. Оно полно оптимизма.
Пушкин, находясь в ссылке, прекрасно понимал, что тяжелый период не будет вечным, и, создавая «Вакхическую песню», подбадривал сам себя, настраивал на позитивный лад.
9. Система образов
Автор в ярких красках рисует картину шумного, веселого пира.
Образ «заветных колец», которые поэт призывает бросить в бокалы, – прямая отсылка к тайным союзам. Только участники таких организаций или кружков могли позволить себе снять с рук кольца и опустить их в бокал. Именно таким был древний обычай, которого придерживались члены тайных обществ.
Пушкин любил веселые застолья. Однако он никогда не напивался на них, и, как отмечают современники, всегда точно знал свою норму. Превыше опьянения он ценил открытое общение, возможность обсудить различные новости и вопросы, приятные разговоры.
Именно так и проходили пиры тех времен – без драк и скандалов. Публика была высокообразованной, поэтому никто не напивался допьяна, а поговорить любили все. Это нравилось и Пушкину, по этому он скучал в Михайловском, рисуя такие яркие образы в своих стихах.
А вот женщин он любил. Недаром в произведении появляется их образ — образ «нежных дев и юных жен, любивших нас».
Известно, что у Пушкина было много дам сердца, они пробуждали в поэте незабываемые чувства, которые он непременно изливал на бумаге. Неудивительно, что в подобном стихотворении появляются эти образы.
Вообще, произведение дышит оптимистическим настроем. В нем собрано все то, что любил и ценил Пушкин, по чему он скучал и тосковал в имении.
10. Центральные персонажи
Как таковых, персонажей тут нет. Но читатель легко может представить рисуемую автором картину и увидеть пушкинских друзей, вместе с которыми пирует великий поэт. Ведь это именно к ним он обращается в стихах.
11. Лирический герой
Лирическим героем произведения является проекция личности автора. Это именно Пушкин призывает всех сдвинуть бокалы, именно он произносит своеобразные тосты и радуется в шумной компании.
12. Сюжет
Заздравная песня по своей сути похожа на тост, только оформленный более художественно и принадлежащий (в данном случае) конкретному автору.
В тексте Пушкин призывает друзей к веселью, к приятному времяпрепровождению, в котором нет места тьме, потому что им правит солнце и разум.
Как такового, сюжета тут нет.
13. Композиция
Очень интересна и необычна композиция рассматриваемого произведения. Она не имеет выраженных точек, однако все равно четко прослеживается. Читатель может увидеть явную градацию призывов.
Сначала автор прославляет нежных дев и прекрасных женщин, любивших мужчин, присутствующих на пиру.
Затем – таинственный союз, некое братство, члены которого кидают кольца в бокалы.
Потом – поэзия и разум, настоящий ум, перед которым бледнее и гаснет ложная мудрость.
Наконец, поэт прославляет само солнце, свет, прогоняющий тьму. Явно прослеживается нарастание важности призывов, произносимых в этой песне.
14. Художественные особенности произведения
Так как стихотворение построено по принципам классицизма, в нем довольно часто встречается высокая лексика.
Преимущественно это старославянизмы («глас», «жены», «содвинем», «веселие»), а также церковные слова («святое», «лампада»).
Предложения емкие, короткие, синтаксис максимально упрощен. Много восклицательных предложений и глаголов в повелительном наклонении, что только подчеркивает призывный характер стихотворения.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение написано одной строфой со стихами разной длины.
Размер нетипичный для Пушкина: амфибрахий. Однако его выбор легко объяснить, если вспомнить, что анализируемая песня восходит к античным традициям.
Рифмовка смешанная:
- первые восемь стихов написаны при помощи опоясывающей рифмы по типу АББАВГГВ,
- далее автор нарушает это порядок, оставшиеся восемь стихов зарифмованы следующим образом: ДДЕЖЖЕЗЗ.
16. Средства художественной выразительности
Из средств художественной выразительности можно особенно отметить многочисленные эпитеты: «вакхальны припевы», «нежные девы», «юные жены», «звонкое дно», «густое вино» и т.д.
Также есть метафоры: «смолкнул веселия глас», «ложная мудрость мерцает и тлеет».
Кроме того, автор явно использует звукопись. В произведении очень много сонорных согласных «л», «м», «н», что создает особенную напевность, мелодичность. Оно как будто создано для произнесения вслух, чтобы люди слышали и воспринимали.
Также встречается инверсия («Что смолкнул веселия глас?», «полнее стакан наливайте»). Она тоже придает тексту оригинальность, красоту и необычное звучание.
17. Значение
Стихотворение помогает лучше понять состояние Пушкина, находящегося в очередной ссылке. Оно является важнейшим для дальнейшего развития творчества поэта.
18. Актуальность
Произведение актуально до сих пор, так как помогает человеку переживать трудные жизненные периоды и настраивает на лучшее.
19. Мое отношение
Мне оно нравится своим легким настроение, яркостью и образностью.
20. Чему учит
Стихотворение учит дружбе, правильному отношению к людям, которые близки. Кроме того, оно показывает, как нужно переживать тяжелые периоды судьбы.