Краткий анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг…» по плану
1. История создания
История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом.
Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.
Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.
Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.
В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.
Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.
Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.
Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.
И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.
И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.
Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.
2. Литературное направление
Стихотворение восходит к античным истокам, поэтому его можно отнести к классицизму. Однако есть и признаки романтизма.
3. Род
По роду литературы это гражданская лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность творения – ода.
Однако просматриваются и черты лирического стихотворения на тему предназначения поэта и поэзии.
5. Проблематика
Автор затрагивает животрепещущую и невероятно важную для него в тот период проблему творческого бессмертия.
Он искренне надеется, что несмотря ни на что, останется в памяти потомков, даже если сейчас его гонят и запрещают.
6. Тематика
Темы стихотворения – значение поэта и его творчества, божественная природа настоящего гения.
7. Идея
Я думаю, что автор написал это стихотворение, желая выразить свое собственное отношение к тому, что он создал.
«Памятник» можно смело считать художественным итогом всего пушкинского творчества в целом, который он сам же и подвел незадолго до трагической смерти.
8. Пафос
Великое стихотворение пронизано разнообразными эмоциями. Здесь и отчаянная надежда на бессмертие в своих текстах, и смирение, и отчаянье, и даже тоска.
Несмотря на позитивный посыл, творение наполнено мрачными мыслями. В нем точно улавливается тревога.
Возможно, автор предчувствовал свое скорое будущее и невольно отразил негативное внутреннее состояние в гениальных стихах.
9. Система образов
Центральный образ произведения – «нерукотворный памятник». Это и есть творчество, все то, что успел создать гений.
К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.
Что ж, он оказался стопроцентно прав.
Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.
Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.
10. Центральные персонажи
Как таковых, центральных персонажей тут нет, можно выделить только самого лирического героя – поэта-пророка, который воздвиг себе «нерукотворный памятник».
Кроме него, есть еще Муза, верная подруга писателя, всегда готовая творить. Без нее не получится произведения, она становится единым целым с творцом.
11. Лирический герой
Лирическим героем «Памятника» можно назвать самого Александра Сергеевича, а точнее, его художественную проекцию.
Стихотворение написано от первого лица и передает непосредственно те чувства, которые испытывал сам автор в момент его создания.
12. Сюжет
Мы говорим о творческом подведении итогов, стихотворном результате всего того, что успел сделать автор на нелегком литературном поприще. Соответственно, выраженного сюжета тут нет.
Пушкин просто освещает основные мысли, которые были у него, и говорит о предназначении поэта и поэзии, о свободе, о природе музы и гения.
Благодаря этому шедевру, мы можем постичь тонкую философию Александра Сергеевича и понять его внутреннее состояние.
13. Композиция
Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.
В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!
В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.
Тут же есть одна интересная деталь: Александрийский столп – это памятник Александру I. Пушкин пишет, что его «нерукотворный памятник» вознесся еще выше.
Проницательный читатель видит завуалированный вызов власти, с которой у великого поэта никогда не складывались отношения. И глава у памятника «непокорная», что еще раз подчеркивает свободолюбивость, искренность пушкинского творчества.
Вторая строфа выражает надежду, даже уверенность в том, что имя гения останется в веках. Память переживает своего творца и сохранится в бессмертных текстах до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».
Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.
Четвертая рассуждает о свободе. О том, что лирический герой даже в такой «жестокий век» стал ее певцом, призывающий быть милостивым к падшим. Тема свободы вообще была очень болезненной для гонимого поэта.
Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.
Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому, недаром оно восходит к Exegi monumentum Горация.
14. Художественное своеобразие произведения
Так как рассматриваемое творение принадлежит классицизму, оно написано возвышенным языком.
Нередко автор употребляет старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «доколь», «пиит» и т.д.
Благодаря таким лексическим единицам текст становится торжественным и образным.
15. Средства художественной выразительности
Вообще, все стихотворение можно назвать большой, развернутой метафорой. Ведь речь тут идет не о настоящем памятнике, а о литературном наследии, благодаря которому имя Пушкина останется в веках.
Кстати, говоря, что у «памятника» «непокорная голова», автор олицетворяет его. Следовательно, Александр Сергеевич оживляет и все свое творчество в целом, наделяет тексты душой. Весьма непокорной, какая была и у их создателя.
Пушкин использует множество эпитетов: «памятник нерукотворный», «заветная лира», «непокорная глава» и т.д.
Кроме того, в стихотворении встречается инверсия («я памятник воздвиг себе нерукотворный», «главой непокорной»), а также есть анафора:
…Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу…
16. Размер, рифма, строфика
«Памятник» состоит из пяти катренов (четырехстиший).
Произведение написано ямбом. Причем в первых стрех стихах каждого четверостишия он трехстопный, а в четвертом – четырехстопный. Так автор подводит итог, обозначает мысль, высказанную в строфе.
Рифма перекрестная по типу АБАБ.
17. Значение произведения
Произведение является творческим подведением итогов всего, что успел создать Пушкин. Его значение невозможно переоценить.
18. Актуальность
«Памятник» – это ода свободе, воспевание поэзии и роли поэта. Оно актуально и в наши дни, потому что раскрывает взгляд на природу творчества.
19. Моё отношение
Мне очень нравится стихотворение глубиной, чистотой и ясностью пушкинской мысли. Удивительно, насколько точно поэт смог прочувствовать и описать значение своего творчества для всей российской литературы.
20. Чему учит
Оно учит следовать зову своего сердца и творить, не оглядываясь на реакцию публики.