Краткий анализ стихотворения «Желание славы» по плану

1. История создания

Стихотворение «Желание славы» Пушкин написал в 1825 году. Тогда поэт был влюблен в графиню Воронцову, познакомившуюся с ним в Южной ссылке.

Поговаривали, что между молодыми людьми возникли некие отношения, которые они вынуждены были скрывать, потому что женщина состояла в браке.

Произведение наполнено печалью и болью.

Исследователи считают, что толчком для его написания послужил поступок одного из близких друзей молодого поэта – Раевского. Он, узнав про вспыхнувшие между графиней и приятелем, чувства, рассказал обо всем графу Воронцову.

Конечно, это вызвало негодование со стороны обманутого супруга и, как считал Александр Сергеевич, стало непосредственной причиной отправки его с юга в Михайловское.

Стихотворение опубликовали в год написания в журнале «Соревнователь просвещения и благотворения».

 

2. Литературное направление

Произведение написано в традициях романтизма с признаками реализма.

 

3. Род

По роду литературы это лирика.

 

4. Жанр

Жанр определяется как любовная (интимная) лирика.

 

5. Проблематика

Автор поднимает довольно значимые для него проблемы.

Во-первых, это соотношение любви и славы. По мнению лирического героя, пока человек чувствует первое, второе ему просто не нужно.

Во-вторых, тут явно проскальзывает проблема вероломства, предательства, измены, о чем в стихотворении говорится более чем открыто.

 

6. Тематика

Автор затрагивает, в первую очередь, тему любви. Он изливает свои чувства, описывает, как забывал обо всем, упиваясь прикосновениями любимой женщины.

Затем приходят несчастья, предательство и измена, которые встают на первый план повествования. Наконец, мучительный разрыв, завершение отношений.

Теперь важнее всего для лирического героя становится слава. Он жаждет получить признание, чтобы потрясти бывшую возлюбленную.

 

7. Идея

Автор переживал тяжелое душевное потрясение. Наверное, он находился в таком смятении, что просто не мог не излить свои переживания на бумагу.

Поэт написал стихотворение, чтобы рассказать о произошедшем, поделиться внутренним состоянием, осмыслить сложившуюся ситуацию.

 

8. Пафос

Произведение наполнено разнообразными, зачастую противоречивыми эмоциями.

Сначала читатель чувствует вдохновленность, счастье любить и быть любимым. Поэт живо описывает, как он наслаждался встречами, забывая обо всем на свете.

Затем эмоциональная окраска резко меняется. Мы ощущаем разочарование, боль автора, его смятение.

И, наконец, на смену романтическим чувствам приходят более приземленные: тщеславие, желание признания, самолюбие.

 

9. Система образов

В стихотворении очень четкая система образов.

Сначала читатель видит влюбленного человека и женщину, к которой лирический герой испытывает сильнейшее чувство. Оба увлечены друг другом настолько, что даже не думают о возможной разлуке. Они разговаривают на важные друг для друга темы, хотят все время быть вместе.

Затем происходят «слезы, муки, измены, клевета», и разлука полностью меняет образ лирического героя. Теперь это вовсе не влюбленный юноша, а совсем другой человек – ожесточившийся, желающий снискать славу и поразить когда-то любимую женщину.

На таком противопоставлении и построена система художественных образов стихотворения.

 

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей всего два. Это лирический герой, с которым происходит сильнейшая перемена, и его возлюбленная.

Сначала он относится к ней очень трепетно и нежно, целиком посвящая себя своему чувству. Но потом все изменяется. Ощущая горечь предательства, тяжело переживая разрыв отношений, автор ожесточается.

Если раньше он совсем не думал о славе, то теперь, наоборот, жаждет ее, чтобы бывшая возлюбленная постоянно слышала о нем и вспоминала их нежные встречи. И, возможно, страдала так же, как и он сам когда-то.

 

11. Лирический герой

Пушкин описывал чувства, которые переживал лично. Вот почему мы можем уверенно говорить, что здесь лирическим героем выступает художественная проекция личности самого поэта.

 

12. Сюжет

Стихотворение имеет довольно простой сюжет.

Сначала повествуется о двух влюбленных, которые настолько увлечены друг другом, что весь мир для них перестает существовать.

Затем что-то случается, вынуждая их расстаться. Лирический герой, помимо горечи и боли, ощущает еще и невероятное желание прославиться. Он хочет, чтобы возлюбленная постоянно слышала и знала о нем.

 

Вообще, авторский посыл стихотворения можно трактовать двояко.

С одной стороны, возможно, поэт имеет в виду некую месть. Его желание прославиться происходит от желания доставить боль, разбередить душу некогда любимой женщины.

С другой стороны, логично и иное толкование. Если учесть, что влюбленные в реальной жизни расстались из-за предательства друга Пушкина, то все меняется. Возможно, лирический герой хочет славы, чтобы бывшая возлюбленная не забывала о нем, всегда слыша о его успехах и радуясь этому.

 

13. Композиция

Композиция линейная.

  • Экспозиция и одновременно завязка – рассуждения о славе, когда лирический герой влюблен. Он стоит на коленях перед прекрасной женщиной и понимает, насколько все иное далеко от него. И, конечно, известность в это время не имеет ни малейшего значения.
  • Развитие действия происходит в стихах, повествующих о встречах и разговорах двух влюбленных. Их волнуют только чувства друг друга, а весь остальной мир перестает существовать.
  • Затем происходит кульминация. Автор не говорит конкретно, что именно случилось, ограничиваясь лишь беглым перечислением «слезы, муки, измены, клевета», которые обрушились буквально в один миг.
  • Пережив разрыв, герой меняется. Тут наступает развязка действия: он описывает свое новое отношение к славе, а читатель видит, насколько поменялся внутренний мир мужчины.

 

14. Художественные особенности произведения

Стихотворение написано преимущественно простым, бытовым языком.

Правда, рассказывая о своих возвышенных чувствах, автор использует старославянские слова и формы «любовию», «грядущее», «внимал», «глава». Однако потом, описывая свое новое состояние, поэт уже не использует таких лексем.

 

Рассказывая о нежных отношениях, автор использует много вопросительных фраз:

Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?

Они идут от лица влюбленной женщины, показывая ее переживания. Предложения распространены, наполнены глагольной лексикой.

 

Тон повествования резко меняется при описании причин разрыва. Поэт использует только существительные, чтобы охарактеризовать неприятную ситуацию.

Причем, никакого пояснения он не дает, и читателю остается только догадываться, что же произошло на самом деле. Пушкин просто констатирует факты, приведшие к печальным для обоих влюбленных последствиям.

 

15. Строфика, размер, рифма

Произведение написано одной строфой, состоящей из тридцати стихов. Такая форма позволяет развивать действие последовательно, в едином ключе.

Размер – шестистопный ямб, один из самых любимых у Пушкина.

Рифма парная по типу ААББ.

 

16. Средства художественной выразительности

Для создания яркого художественного образа автор использует много метафор: «любовию и негой упоенный», «удален от ветреного света», «скучая суетным прозванием поэта» и т.д.

Также встречаются и эпитеты: «долгие бури», «жужжанье дальнее», «томительные взоры».

Есть яркое сравнение, описывающее состояние лирического героя после разрыва отношений:

Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И всё передо мной затмилося!

Наконец, есть и гипербола, передающее все величие и безграничность той славы, о которой мечтает страдающий мужчина:

Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне…

 

17. Значение

Анализируемое стихотворение помогает понять внутреннее состояние Пушкина, изменения, произошедшие в нем, а, следовательно, и в его творчестве в этот непростой жизненный период.

 

18. Актуальность

Люди и в современном обществе переживают мучительные разрывы, предательства, измены. Вот почему такое произведение всегда будет актуальным.

 

19. Мое отношение

Мне очень нравится это пушкинское произведение своей открытостью, искренностью и той бурей эмоций, которое оно вызывает.

 

20. Чему учит

Оно учит достойно переносить тяжелые жизненные периоды, уходя от них в творчество, а не в саморазрушение.

Текст стихотворения Пушкина «Желание славы»
Краткий анализ стихотворения «Желание славы» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.