Краткое сообщение о произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
«Песнь о вещем Олеге» — уникальное произведение, которое можно считать двойным историческим памятником.
В нем скрыты тайны сразу двух эпох – древней Руси, объединенной князем Олегом, и пушкинский XIX век. В стихотворении затронуты вечные темы – судьба, дружба, смерть и память.
Рассказ о жизни Олега начинается с того, что великий князь узнает у кудесника, какая судьба его ожидает и через какое время он погибнет.
«Покорный Перуну старик одному» представитель волхвов без боязни и корысти открывает Олегу его судьбу: в боях и в море князь будет удачлив и выживет, однако примет смерть от своего любимого коня.
Несмотря на необычность предсказания, князь задумывается о его серьезности и отлучает коня от себя. В то же время он не пренебрегает заботой о своем боевом товарище: приказывает обеспечить ему должный уход до конца жизни.
На этом моменте идет временной разрыв в «Песни», и читатель вновь видит вещего Олега уже на пиру, убеленного сединой. Он действительно был удачлив, мудро правил и выжил в многочисленных сражениях.
Внезапно вспомнив о любимом коне, князь выясняет, что тот давно погиб.
В этот момент правитель, который до этого не сомневался в предначертанной судьбе и предсказании кудесника, выражает негодование. Ему досадно: «Мой конь и доныне носил бы меня».
Привычный образ жизни, сражения верхом на верном и мудром скакуне – всё это было когда-то перечеркнуто из-за суеверного опасения за свою жизнь.
Теперь же князь уверен, что предсказатель ошибся, а мертвый конь точно не может повлиять на его судьбу.
Однако даже вещий Олег, славившийся даром предвидения, здесь впал в заблуждение. Кости мертвого коня, в которых спряталась ядовитая змея, могут довести линию судьбы до предсказанного финала.
Змей, символ гордости и греха, губит великого правителя. И «Песнь о вещем Олеге» завершается священной тризной: князя, на месте умершего от укуса, хоронят вместе с костями его старого коня.
А. С. Пушкин описал в своем произведении не только историческое событие с налетом загадочности и легенды. Он желал передать мысль о неотвратимости судьбы, которой сам покорялся.
Однако поэт не прогибался под требования тех, кого считал не столь мудрыми и вдохновенными, как он сам; то же сравнение можно увидеть в лице Олега и кудесника.
«В мольбах и гаданьях проведший весь век» мудрый старец знает больше, чем властный и богатый князь. И ни страх наказания, ни богатые подарки не заставят кудесника скрывать правду.
А.С. Пушкин хотел изобразить самого себя в образе вдохновенного колдуна, который ведает небесную волю и несет свое слово истины людям.