Литературное направление произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Песнь о вещем Олеге» относится к авторским балладам.
В то время это был уникальный жанр русской литературы, в котором успешно творили, пожалуй, только Жуковский и Батюшков.
Правда, их баллады отличались мрачностью. Героями переводных и оригинальных сказаний становились мертвые женихи, утопленницы, лесные цари и другие мистические существа из темного мира.
У Пушкина текст более легкий, светлый, хотя тоже не лишен некой обреченности, фаталистических мотивов. Но, согласно законам жанра, такой и должна быть любая баллада.
Как говорил Белинский, прелесть подобных произведений в том, что они ужасают, доставляют «какое-то сладостно-страшное удовольствие».
Литературное направление, к которому принадлежит «Песнь о вещем Олеге», – без сомнения, романтизм.
Вообще, стоит отметить, что Пушкин очень непродолжительное время творил в нем, потому что великому классику больше нравился реализм. Однако рассматриваемое произведение преисполнено романтического духа.
Во-первых, в нем есть некая мистичность, предопределенность происходящего.
Олегу встречается кудесник – персонаж волшебный, не относящийся к обычному миру. Он дает предсказание, причем фатальное:
«Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».
Такой интригующий поворот сюжета характерен как раз для произведений романтизма.
Кроме того, не забываем: основой сюжета «Песни о вещем Олеге» послужило летописное предание, в некотором роде – легенда, изложенная на бумаге.
Ощущение соприкосновения с «делами давно минувших лет, преданиями старины глубокой» уже само по себе вызывает некий трепет, настраивает на романтический лад.
Во-вторых, сюжет развивается согласно предсказанию. Несмотря на княжеские попытки обмануть коварную судьбу, он никак не минует предначертанного:
«…Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Фатальность, абсолютная неизбежность рока – черты, характерные романтизму.
В реалистических произведениях герой активен, он может влиять на судьбу, менять ее. В романтических – пассивен, следует собственной предопределенности.
Отсюда вытекает и мистичность подобных сюжетов. Действующими субъектами становятся некие волшебные силы, противостоять которым невозможно.
Герой таких произведений – скорее объект, на котором отыгрывается злодейка-судьба.
Кстати, похожие мотивы прозвучат и в лермонтовском «Герое нашего времени», для которого тоже характерны романтические черты.
Наконец, пушкинская «Песнь о вещем Олеге», хоть и бесспорно авторское произведение, но имеет сильнейшую связь с фольклором.
Тут много оборотов, свойственным былинным сказаниям и преданиям, да и вообще, весь сюжет похож на волшебную сказку.
Даже сам жанр, определенный автором как «песня» намекает на исторические песни, созданные народом.
Правда, тут есть явная отсылка и к одическому стихосложению, поэтому можно говорить о жанровом смешении.
В целом, «Песнь о вещем Олеге» относится именно к романтическому направлению литературы.
Это яркий представитель того периода пушкинского творчества, когда поэт увлекался мистическими сюжетами.
И хотя его интерес к преданиям сохранился на всю жизнь, довольно быстро классик отошел от романтизма. Реализм, по его глубокому убеждению, более точно отражал настоящий мир и давал неограниченные возможности в плане творческой самореализации.